2 августа исполняется 75 лет со дня рождения (1945 г.) заслуженного учителя РСФСР Ветровой Валентины Павловны. Валентина Павловна Ветрова – калужанка. В 1963 году, окончив среднюю школу с серебряной медалью, она поступила в Калужский педагогический институт им. К.Э. Циолковского. А через четыре года молодого учителя математики распределили в Угрюмовскую среднюю школу, где в связи с дефицитом педагогических кадров, пришлось ей поработать еще и учителем физики, и старшей пионерской вожатой.
В 1975 году семья Ветровых переехала в с. Чугуны Воротынского района Горьковской области. В местной средней школе Валентина Павловна стала преподавать математику, а через год была назначена заместителем директора по учебной работе и пребывала в этом статусе вплоть до выхода на заслуженный отдых.
У сельской школы и сельского учителя есть одна особенность – стопроцентное погружение в работу. Здесь нельзя просто провести урок и уйти домой заниматься своими делами. Сельский учитель – часть школы, а школа – часть села, сосредоточие его культурной жизни. Вся жизнь учителя проходит на виду у коллег, учеников, их родителей, односельчан. Это накладывает особые обязательства, дисциплинирует. А уж если учитель проявил себя активным, честным, трудолюбивым и неравнодушным человеком, то авторитет и уважение будут обеспечены. Валентина Павловна именно такой человек. Поэтому наряду с педагогической деятельностью, которой посвятила всю свою жизнь, она была участницей сельского хора, являлась присяжным заседателем суда Воротынского района, старостой села Чугуны.
О педагогических заслугах Валентины Павловны Ветровой говорят и высшая квалификационная категория, и ведомственный знак «Отличник народного просвещения» (1983 г.), и государственная награда – звание «Заслуженный учитель РФ» (1987 г.).
А вот что говорят о ней ученики. Лариса Копченова (Сухорукова): «Валентина Павловна отдавала нам душу, время, свои знания. Добрая, категоричная, но очень справедливая. Порой на уроках возникали споры, типа: «На основании какой теоремы?..» И она вновь и вновь доказывала нам математические истины. Всегда уравновешенная, понимающая учеников. Мы знали, что у нее есть семья, но порой забывали об этом, считали что её семья – это мы, ее ученики, ее школа.
Сегодня понимаем, какой объем работы лежал на ее плечах, а тогда она была просто прекрасным и любимым учителем!
С ней хотелось как можно больше общаться, говорить, спорить! Я очень благодарна своему любимому педагогу за всё: за знания, за доброту, за справедливость!»
Желаем педагогу от Бога, замечательному человеку, сильной женщине Ветровой Валентине Павловне здоровья, счастья, всего самого доброго и светлого на долгие-долгие годы!
* * *
10 августа отмечает 80-летие со дня рождения (1935 г.) заслуженный строитель РФ Александр Николаевич Галкин.
Военное лихолетье не обошло стороной семью Галкиных. Николай Александрович Галкин погиб, защищая Родину. Детство Александра Николаевича прошло в Огнев-Майдане, а 16-летним юношей он отправился трудиться на стройки Урала. Потом была служба в армии, работа в шахте. Однако вскоре он вернулся в родное село и 1966 году был принят на работу шофером в Воротынское РСУ. Более 29 лет трудовой деятельности он отдал этой крупнейшей в нашем районе строительной организации. Главная задача шофера: своевременно доставить строительные материалы на базу или на стройку. Свое дело Александр Николаевич знал безупречно, любое задание выполнял ответственно, обеспечивая своевременность производственного процесса.
Здоровья Вам, Александр Николаевич!
* * *
300 лет назад, 10 августа (30 июля по ст. ст.) 1720 г. промышленник Никита Демидова приобрел у графа Н. Ф. Головина села Фокино, Быковку и деревню Отары со всеми угодьями и крестьянами.
Елена Иосифовна Краснова в очерке «Нижегородские Демидовы в родовом имении Быковка», опираясь на сохранившиеся архивные документы, пишет: «В 1720 году июля в 30 день морского флота капитан порутчик граф Николай Федоров сын Головин свое в Нижегородском уезде в Барминской волости село Фокино с селы и с деревнями в числе коих и селы Быковку и Осташиху и деревню Отары… с пашнями и лесы и с сенными покосы… и со всеми угодьями по обе стороны Волги реки что есть за ним крестьяны… не оставляя за собой ничего… продал за тридцать тысяч рублев сибирский железных заводов камисару Никите Демидову сыну Демидову»…
Портрет Никиты Демидова
Для чего же владелец железоделательных заводов на Урале (тогда говорили — в Сибири) купил имение в средней полосе России? Земли здесь были малоплодородны, иногда еще не расчищены, да и не занимался Демидов сельским хозяйством. Правда, в виде исключения, он получил от Петра I разрешение покупать крестьян для заводов, но поместья могли иметь только дворяне. На купленных землях были небольшие залежи железной руды, но ясно было, что они скоро истощатся, как это и случилось. Часть крестьян Демидов перевел на Урал. Видимо, основной причиной покупки было желание Никиты стать дворянином. Действительно, через два месяца — 21 сентября 1720 года последовал указ Петра I, которым Никита Демидов был «возведен и пожалован в благородное дворянское достоинство», по-видимому, по Сибири (покупка нижегородского имения еще не была утверждена). Следует отметить, что Никита Демидов был первым русским подданным, получившим дворянство, (до него Петр давал дипломы только на титулы), что показывает, насколько царь ценил заслуги Демидова в области отечественной металлургии и оружейного дела. Диплом по указу 1720 года то ли был утрачен, то ли не был оформлен, поэтому 24 марта 1726 года в подтверждение его Екатерина I выдала диплом его сыновьям Акинфию, Григорию и Никите, в котором они назывались дворянами уже «по Нижнему Нову Городу», то есть по купленному имению.
В 1725 году Никита Демидович умер. В следующем году его старший сын Акинфий подал челобитную о том, что он просит утвердить купленные отцом «у разных помещиков в разных городех недвижимые имения», в том числе и нижегородские, за ним, как за старшим сыном. В это время действовал изданный в 1714 году указ о единонаследии, запрещающий делить недвижимое имущество.
Правда, четвертая (вдовья) часть полагалась его матери, но она сообщила, что «за старостью она в четвертой части не челобитчица». В итоге в 1729 году «на нижегородское имение губернской канцелярией (по определению вотчинной коллегии) был учинен отказ за дворянина Акинфея Демидова» (ему отказали, то есть, по языковым нормам того времени — отдали. — Е.К.). «А в отказе ему дворянину Акинфию Никитину сыну Демидову между протчими селениями написано село что была деревня Быковка четвертные пашни двести десять в селе Осташихе двести шестьдесят в деревне Отарах двадцать девять десятин».
* * *
100 лет назад, 10 августа 1920 г. на дороге, ведущей из с. Каменка в с. Великовское, разыгралась страшная трагедия: от рук бандитов были буквально растерзаны иерей Вениамин Любимский и его супруга матушка Зинаиды.
В 1913 году по благословению архиепископа Нижегородского Иоакима настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Каменка был назначен молодой священник, 1892 года рождения, уроженец села Еделево Сергачского уезда Вениамин Любимский. Незадолго до этого он обвенчался с юной Зинаидой Ивановной Успенской, дочерью священника из села Великовское.
Матушка была учительницей в церковно-приходской школе. Этой юной чете Господь отведет лишь семь лет служения Церкви и народу Божию, а затем призовет их обоих испить чашу горьких страданий и завершит их крестный путь мученическим венцом.
Иерей Вениамин и матушка Зинаида Любимские.
Фотография 1913 г.
Память народная сохранила воспоминания о том скорбном дне: «…Было у них (в семье Любимских) все хорошо да ладно. Господь благословил их тремя детьми. А народу всему, будучи благочестивыми, являли они пример христианского терпения и смирения. Большинство жителей села в молодом батюшке и матушке просто души не чаяли, очень их любили. 10 августа 1920 года, отслужив обедню в праздник Смоленской иконы Божией Матери, отец Вениамин и матушка Зинаида отправились пешком в соседнее село Великовское навестить матушкиных родителей. Шли они неспешно, потому что матушка была беременна четвертым ребеночком, и уже подходило время ей родить.
За Каменкой вскоре начинаются леса и овраги (Низким полем зовется то место). Вот здесь и догнал их тарантас с разбойниками, которых боялась вся Каменка.
… И стали они над батюшкой и матушкой издеваться. С руганью и насмехательствами жестоко избили их, после чего привязали батюшку вместе с лошадьми в упряжку, а матушку сзади к тарантасу и погнали лошадей. И глухи были сердца убийц к мольбам и стонам смиренных страдальцев.
– «Как гнали Меня, так будут гнать и вас за Имя Мое… Но не бойтесь убивающих тело, а душу не могущих убить!..» Господи, да прости ж Ты им, грешным, ибо не ведают что сотворяют… Не бойтесь страданий за Христа, они принесут радость Жизни Вечной, убойтесь страданий без Христа, они бесполезны и бесславны», – эти слова, теряя сознание от новых побоев, отец Вениамин обращал к своей умирающей супруге и, едва шевеля губами, пел по ней панихиду.
Только один Владыка Небесный ведает, сколько боли и страданий перенесли каменские мученики Вениамин и Зинаида в этот страшный день. Рассказывают, что вышел тогда из леса на ругань и вопли один лесник, но, увидев страшное зрелище, испугался и спрятался на дереве. И еще один пожилой крестьянин тоже все видел, но, побоявшись, как бы его не убили, поспешил скрыться».
По традиции, 10 августа, в день мученической смерти иерея Вениамина и матушки Зинаиды на кладбище при храме совершается панихида. И в этом году приход приглашает всех желающих почтить память мучеников соборным богослужением и поминальной трапезой.
* * *
29 августа – престольные праздники храмов в честь Нерукотворного Образа Спасителя в с. Осинки и пос. Воротынец.
Новое каменное здание осиновского храма воздвигли 180 лет назад в 1840 году. Его композицию, как и все классические храмы, отличают геометрическая правильность объемов, четкий и спокойный ритм, уравновешенность, логичность планировки, выверенность пропорций, строгая симметрия.
Парадный западный вход проходит под ярусной колокольней. Наружные стены ее первого яруса украшены пилястрами дорического ордера, в основе композиции второго яруса лежат арки – открытые и закрытые. Завершает колокольню шпиль с крестом над небольшим куполом.
Стены трапезной в соответствие с канонами классицизма делятся горизонтальным рустом, окна имеют арочное завершение. Основной объём храма увенчан большим куполом, а по углам храма стоят четыре малых декоративных купола. Северный и южный фасады украшают псевдопортики из двух квадратных и двух круглых дорических колонн, плотно примыкающих к стенам. Сдержанный внешний декор придаёт храму торжественность и величественность.
Храм в Осинках закрыли позже, чем в других селах округи, – лишь в 1939 году. Последним священником был Пётр Николаевич Чернавин, он имел пятерых сыновей, трое из которых погибли в годы Великой Отечественной войны. Помнят старожилы и священника Ивана Ивановича Знаменского, который служил в храме в 20-х гг. ХХ века.
В период гонений на Церковь, председатель местного колхоза Ананий Иванович Липин не дал разрушить храм, приказал разместить в нём зерновой склад.
Службы в осиновском храме возобновились в 1992 году. На плечи настоятеля о. Рафаила Маркелова, участника Великой Отечественной войны, легли заботы о восстановлении храма. Настоящая закалка русского умелого и терпеливого крестьянина и воина помогала ему в этом деле: он сам создал резной иконостас, кроил кровельное железо, малярил стены внутри и снаружи, укреплял разрушенные стены. И при этом людей поражала простота и скромность батюшки: никогда не говорил он о своих заслугах, умениях, болячках, не пытался выделиться, не искал почета и званий. Большим уважением и любовью пользовался он у прихожан за доброту и отзывчивость к людям, за добросовестное отношение к своему делу.
Много сил было приложено для того, чтобы церковь стала такой, как мы видим её сейчас. Откуда ни взгляни: с востока, с запада, с юга, – осиновская церковь видна как на ладони. Умели же наши предки выбирать место для Божьего храма. Сегодня это уже не полуразрушенное строение, а чисто побеленный с серебристыми куполами храм. Он точно маяк среди житейского моря зовет к себе заблудшего путника.