ЕГО “УНИВЕРСИТЕТЫ”
Случайно узнал, что мой старый знакомый, педагог по образованию, да и по призванию тоже, с которым сыграна не одна шахматная партия (наше общее увлечение), Ф.И. Камнев был в числе выпускников, первыми окончивших Воротынскую среднюю школу.
В одной из встреч я попросил Федора Ивановича поделиться своими воспоминаниями о тех далеких уже временах его юности. Вот этот короткий рассказ.
«Bезло» ученику на трудности
Уроженец Белогорки, крестьянский сын Федя Камнев годы детства провел в родной деревне, там же и окончил начальную школу. А вот потом где только ни пришлось ему поучиться.
Пятый класс оканчивал в Покров-Майданской школе. Почему не в Фокине? А потому, что у земляка Феди Ровнова там работал учителем родной дядя. Вот и решили друзья учиться вместе.
— Как сейчас помню, – говорит Федор Иванович, – жили мы, иногородние, в школьном интернате, питались там же, причем, все наше скудное меню готовилось из продуктов, привезенных из дома. И вот в конце учебного года меня исключили из школы. Сейчас я понимаю, что эта «репрессивная» мера скорее всего была условной. Дело в том, что «харчи» свои я съел, и директор велел привезти пуд муки. Указание его я проигнорировал, поскольку знал, что муки дома нет. И все же после «исключения» поехал домой.
Собирали муку по всей деревне и, набрав положенный пуд, доставили в школу…
Шестой класс оканчивал в Михайловской фабрично-заводской семилетке. Здесь мне тоже «не повезло» – среди учебного года украли продовольственную карточку. Выдавались нам такие, для питания в столовой судоверфи. Положение мне казалось тогда безвыходным: как, прикажете учиться голодному?
Но… Вора я нашел сам и «прижал» его так, что пропажу он тут же возвратил. Учебный год завершил успешно, а седьмой класс оканчивал в Фокинской школе. На этом для многих моих сверстников учеба и заканчивалась, но поскольку учился я хорошо, отец дал добро на дальнейшую учебу.
И вот после успешной сдачи вступительных экзаменов был я зачислен студентом Горьковского автодорожного техникума. Проучился 24 дня и тут к своему удивлению узнал, что стипендия мне не положена. Поясню, что стипендию, студентам в те годы устанавливали по справкам Советов и только детям из семей бедняков. А наша, в которой. всего богатства-то было лошадь с коровой да пятеро детей, по тем временам считалась середняцкой…
Забрал я тогда документы и по совету друзей перешел в радиотехникум. Но и там проучился всего четыре дня. Перспективы на стипендию не просматривалось, а у родителей денег на мою учебу не было. И в это время заехали ко мне из Рыбинска, где они торговали первым урожаем блок, мои родители.
– Не расстраивайся, сынок, – успокоила меня мать, – едем домой. В Воротынце восьмой класс открыли, будешь учиться там.
Мои одноклассники и наставники
Вот так в 1935 году стал я учащимся Воротынской средней школы.
Первый год учебы проходил деревянном двухэтажном здании, стояло оно на месте, где сейчас находится отделение Госбанка, а 9-ый и 10-ый классы заканчивал в здании, где ныне размещается спортивная школа.
Первый выпуск окончивших десятилетку состоялся в 1938 году. В числе выпускников, получивших аттестат об окончании средней школы, были Иван Комов и Виктор Камнев из Фокина, Александр Секачев из Чугунов, Петр Аферов, Владимир Липатов, Анатолий Гурьев, Николай Назаров, Александр Вершинин, Владимир Лабутин, Нина Карпова, Клава Ганина из Воротынца, а всего 24 ученика. Большинство мальчишек того первого выпуска погибло в горниле войны. Из ныне здравствующих могу назвать Виктора Камнева, бывшего военного журналиста, и Владимира Лабутина, конструктора, кандидата технических наук.
Добрым словом всегда вспоминаю первого директора школы А.Ф. Калашникова, он был живой энциклопедией, настоящий интеллигент, Только хорошее осталось в памяти о директоре Фокинской школы Болдыреве и преподавателе этой же школы Жукове, репрессированных в 1937 году. Надо сказать, что учителя того времени были запевалами в общественной и культурной жизни села, старались привить эти традиции и нам, своим воспитанникам. Это было время борьбы с безграмотностью. Никогда не забыть, как я, будучи пятиклассником, выполнял ответственное поручение – учил двух «старушек», которым, пожалуй, и тридцати-то не было. Помню, с каким старанием они постигали азы грамоты. И ведь выучил! Зато и для меня, вечно полуголодного, эти поручения были стимулом – лишний кусок хлеба, стакан молока или чаю от «благодарных учеников».
Со школьной скамьи – в учителя
А как остра была проблема педагогических кадров! Тот же Федя Ровнов после окончания семилетки был направлен учителем в одну из начальных школ района, а ведь этому учителю самому было 15 лет.
Характерна в этом плане была судьба и всего первого выпуска средней школы. В том году для десятиклассников был введен курс «Основы педагогики» и хотя документов на право преподавания нам не выдали, всех выпускников зачислили на заочное отделение Лысковского педучилища.
А сам Федор Иванович стал заведующим Ахпаевской начальной школой, в которой тогда училось около 300 учеников.
Затем была война. О фронтовых годах Ф. И. Камнева наша газета писала в прошлом году.
После войны опять работа в школе, учеба на заочном отделении пединститута. Долгое время Федор Иванович был директором Разнежской школы. В конце своей трудовой биографии, в 1972 г. первый выпускник снова возвратился в родную школу, но теперь уже в качестве ее директора, а в 1975 году из-за болезни ушел на пенсию.
– Большое спасибо школе за все, что она сделала для меня, простого крестьянского парня, – закончил свой рассказ ветеран.
Записал С. Большаков, “Воротынская газета”, 27 января 1996 года