Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

КАМНЕВ Фёдор Иванович

ЕГО “УНИВЕРСИТЕТЫ”

 

Случайно узнал, что мой старый знакомый, педагог по образованию, да и по призванию тоже, с кото­рым сыграна не одна шахматная партия (наше общее ув­лечение), Ф.И. Камнев был в числе выпускников, пер­выми окончивших Воротын­скую среднюю школу.

В одной из встреч я попро­сил Федора Ивановича поде­литься своими воспомина­ниями о тех далеких уже временах его юности. Вот этот короткий рассказ.

 

«Bезло»  ученику на трудности

Уроженец Белогорки, кре­стьянский сын Федя Камнев годы детства провел в родной деревне, там же и окон­чил начальную школу. А вот потом где только ни приш­лось ему поучиться.

Пятый класс оканчивал в Покров-Майданской школе. Почему не в Фокине? А по­тому, что у земляка Феди Ровнова там работал учите­лем родной дядя. Вот и ре­шили друзья учиться вместе.

— Как сейчас помню, – говорит Федор Иванович, – жили  мы, иногородние,  в школьном  интернате, питались там же, причем, все на­ше скудное меню готовилось из продуктов, привезенных из дома. И вот в конце учебного года меня исключили из школы. Сейчас я понимаю, что эта «репрессивная» мера скорее всего  была ус­ловной. Дело в том, что «харчи» свои я съел, и директор велел привезти пуд муки. Указание его я проигнорировал, поскольку знал, что муки дома нет. И все же после «исключения»  поехал домой.

Собирали муку по всей деревне и, набрав положенный пуд, доставили в школу…

Шестой класс оканчивал в Михайловской фабрично-за­водской семилетке. Здесь мне тоже «не повезло» – среди учебного года украли про­довольственную карточку. Выдавались нам такие, для пи­тания в столовой судоверфи. Положение мне казалось тог­да безвыходным: как, прика­жете учиться голодному?

Но… Вора я нашел сам и «прижал» его так, что пропажу он тут же возвратил. Учебный год завершил успешно, а седьмой класс  оканчивал в Фокинской школе. На этом для многих моих сверстников учеба и заканчивалась, но поскольку учился я хорошо, отец дал добро на дальнейшую учебу.

И вот после успешной сдачи  вступительных  экзаменов был я зачислен студентом Горьковского автодорожного техникума. Проучился 24 дня и тут к своему удивле­нию узнал, что стипендия мне не положена. Поясню, что стипендию, студентам в те годы устанавливали по справкам Советов и только детям из семей бедняков. А наша, в которой. всего богатства-то было лошадь с коро­вой да пятеро детей, по тем временам считалась серед­няцкой…

Забрал я тогда документы и по совету друзей перешел в  радиотехникум.   Но  и там проучился всего четыре дня. Перспективы на    стипендию не просматривалось, а у ро­дителей денег на мою учебу не было. И в это время заехали ко мне из Рыбинска, где они торговали первым урожаем блок, мои родители.

– Не  расстраивайся,  сынок, – успокоила меня мать, – едем домой.  В Воротынце восьмой класс открыли, будешь учиться там.

 

Мои одноклассники и наставники

Вот так в 1935 году стал я учащимся Воротынской сред­ней школы.

Первый год учебы проходил деревянном  двухэтажном здании, стояло оно на месте, где сейчас находится отделение Госбанка, а 9-ый и 10-ый классы заканчивал в здании, где ныне размещается спортивная  школа.

Первый  выпуск окончивших десятилетку состоялся в 1938 году. В числе выпускников, получивших аттестат об окончании средней школы, были Иван Комов и Виктор Камнев из Фокина, Александр Секачев из Чугунов, Петр Аферов, Владимир Ли­патов, Анатолий Гурьев, Ни­колай Назаров, Александр Вершинин, Владимир Лабутин, Нина Карпова, Клава Ганина из Воротынца, а все­го 24 ученика. Большинство мальчишек того первого вы­пуска погибло в горниле вой­ны. Из ныне здравствующих могу назвать Виктора Камнева, бывшего военного журналиста, и Владимира Лабутина, конструктора, кандидата технических наук.

Добрым словом всегда вспо­минаю первого директора школы А.Ф. Калашникова, он был живой  энциклопедией, настоящий интеллигент, Только хорошее осталось в памяти о директоре Фокинской школы Болдыреве и  преподавателе этой же школы  Жукове, репрессированных в 1937 году. Надо сказать, что учителя того времени были запевалами в общественной и культурной жизни села, старались привить эти традиции и нам, своим воспитанникам. Это было время борьбы с безграмотностью. Никогда не забыть, как я, будучи пятиклассником, выполнял ответственное поручение – учил двух «старушек», которым, пожалуй, и тридцати-то не было. Помню, с каким старанием они постигали азы грамоты. И ведь выучил! Зато и для меня, вечно полуголодного, эти поручения были стимулом – лишний кусок хлеба, стакан молока или чаю от «благодарных учеников».

 

Со школьной скамьи – в учителя

А как остра была пробле­ма педагогических кадров! Тот же Федя Ровнов после окончания семилетки был направлен учителем в одну из начальных школ района, а ведь этому учителю самому было 15 лет.

Характерна в этом плане была судьба и всего первого выпуска средней школы. В том году для десятиклассни­ков был введен курс «Осно­вы педагогики» и  хотя документов на право преподавания нам не выдали, всех выпускников зачислили на заочное отделение  Лысковского педучилища.

А сам Федор Иванович стал заведующим Ахпаевской начальной школой, в которой тогда училось около 300 учеников.

Затем была война. О фронтовых годах Ф. И. Камнева наша газета писала в прошлом году.

После войны опять работа в школе, учеба на заочном отделении пединститута. Долгое время Федор Иванович был директором Разнежской школы. В конце своей трудовой биографии, в 1972 г. первый выпускник снова возвра­тился в родную школу, но теперь уже в  качестве ее директора, а в 1975 году из-за болезни ушел на пенсию.

– Большое спасибо школе за все, что она сделала для меня, простого крестьянского парня, – закончил свой рассказ ветеран.

Записал С. Большаков, “Воротынская газета”, 27 января   1996 года

 

 

Меню