Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

ПЕТУХОВ Артём Николаевич

НА НЕВИДИМОМ ФРОНТЕ

 

НАЧАЛО

В 1937-ом  Артему Петухову пополнилось восемнадцать лет. Закончен педагогический тех­никум, получено распределе­ние в родное село Верхоленск – что привольно раскинулось по берегу великой сибирской реки Лены.  Через три  года  вдумчивого, серьезно относящегося к своим обязанностям молодого специалиста приняли в партию, назначили директором школы. А еще через год началась война.

Артема Николаевича Петухова направили в Харьковское военно-политическое училище. которое тогда было эвакуиро­вано в Ташкент. И в мае 1942 года он был направлен на Брянский фронт в качестве политрука роты противотанковых ружей 283-ей дивизии. Шли    тяжелейшие,       упорные бои за Москву.

– Солдаты у меня все были из Тульской   области,   это же совсем  недалеко от  Москвы, – вспоминает  Артем   Николаевич, все молодые, комсомольцы, любой из них готов был жизнь отдать за Родину. В огонь и в воду с такими ребятами можно  было  идти.

Задача перед ними была поставлена четко: ни в коем случае не допустить немцет, к железнодорожным станциям Скуратово и Горбачево. Это озна­чало бы открыть дорогу к столице.

Есть там небольшая речка Зуша. Мы на левом бере­гу сгруппировались, они на правом.  Немцы лезли с остервенением: как же «блицкриг» – молниеносная война у них срывалась. Танковые части подогнали, но мы стояли насмерть, ни единого шага не отступили. Потери были, ко­нечно, немалые, много моих ребят погибло, – мрачнеет лицо  Артема  Николаевича. Но их – гораздо больше, и тан­ки   их мы   уничтожали.

Они выдержали, выстояли. А тут еще пришло известие о разгроме немецких дивизии под Сталинградом. Победа эта вдохновляла бойцов, укрепляла их веру в победу.

 

„СМЕРТЬ ШПИОНАМ!”

В январе 1943 года прика­зом Верховного Главнокоман­дующего были созданы спе­циальные органы армейской контрразведки СМЕРШ («смерть шпионам). Людей в эти ор­ганы привлекали выдержанных, волевых, зарекомендовавших себя боевыми делами.

Контрразведчиком стал Артем Николаевич Петухов.

– Послали меня на краткосрочные курсы. Времени ма­ло, а объем знаний следовало получить большой. Стрельба из всех видов оружия из любого положения, приемы самообороны, работа на рации, различные виды тактической «разработки» подозреваемого и многое  другое.

Закончив курсы, Артем Пе­тухов в качестве оперативного работника батальона прибыл в расположение армии гене­рала Белова для обслуживания автотранспортных частей. Для немцев транспорт был особенно привлекательным объектом для уничтожения ведь это доставка боеприпасов, питания, снаряжения армии. Поэтому штабы немецкий армейской разведки абвера не скупи­лись на засылку агентов в эти части. Выявление и обез­вреживание таких агентов бы­ло трудной военной работой контрразведчика Артема Петухова.

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Шел 44-ый год. В мае А. Н. Петухова вызвали в штаб контрразведки. В районе Домбровиц Западной Украины, крупного железнодорожного узла, обосновался центр украинского националистического под­полья. Бандиты убивали ко­мандиров нашей армии, делали налеты с целью грабежа и уничтожения провианта, держали в страхе местное населенно. Задача – проникнуть в центр и обезвредить бандитов. В по­мощь дается группа в 15 человек.

Мы знали, что бандитов, находящихся только на неле­гальном положении, раза в три больше. Да и среди на­селения были у них связи, рассказывает Артем Николаевич, выход был один: внедриться в подпольный центр банды и создать момент для уничтожения его. Этот опаснейший очаг вражеской деятельности должен быть уничто­жен любой ценой. Такова бы­ла установка, и мы ее выполнили. Мне удалось проник­нуть в центр подполья и од­нажды, когда почти все бандиты были в сборе (а было их более 40 человек) дал сигнал своим ребятам. Напомню: нас было пятнадцать. Мы взяли их всех. А нас осталось меньше половины: погибли ребята в перестрелке.

В июне 44 года за осуществление этой операции из рук генерала Белова А.Н. Петухов получил орден Красной Звезды.

А    война,   двигалась все дальше на запад. Все более очевидным становился ее ко­нец. Но фашисты не могли считаться с поражением. С лихорадочной поспешностью вербовали они из остатков предательского отребья агентов для подрыва мощи нашей армии изнутри. Главными центрами «работы» диверсантов в первую очередь     становились крупные   железнодорожные  узлы.

 

СНОВА   НА СПЕЦЗАДАНИИ

Шел апрель 45-го года. Бушевала на земле многострадальной Польши весна освобождения. А на станции Кутно го­рели склады с горючим, сбрасывались бомбы на места сосредоточения войск и транспорта, перехватывались нашей контрразведкой в эфире шифровки с секретными донесениями о передислокации советских войск. Совершенно незаметно для  многих  появился на  станции железнодорожный   рабочий невысокий, крепкий парень. Веселый и словоохотливый, он легко сходился с людьми. И мало кто замечал серьезную внимательность его глаз, ма­ло кто знал, как цепко за­печатлевала его память все, что он считал важным. Отрабатывая десятки версий, со­поставляя известные приметы, используя все возможные ва­рианты, советский контрраз­ведчик Артем Петухов (а это был он), вышел на след группы матерого шпиона из абвера Мукшинского,

– Трудный был поединок, – вспоминает  Артем  Николаевич. – Мукшинский был опытным разведчиком, завербованным еще в начале войны. На доп­росе он во всем сознался.

А на груди старшего лейтенанта Петухова засиял еще один орден – Отечественной   войны  II степени.

 

В   БЕРЛИНЕ

Отдав приказ защищать го­род до последнего патрона, главари рейха сводили счеты: кто с жизнью – кто друг с дру­гом, торопясь в безопасные места земли. Солдаты выполнили приказc и бои на подступах Берлину были особенно ожесточенными. Отбивая улицу за улицей, шли советские бойцы к рейхстагу. Мощный штурм и вот уже вьется над бывшей цитаделью нацизма алое Знамя   Победы.

– Самые незабываемые дни моей жизни, – скрывая волнение, говорит Артем Николаевич. – Штурм рейхстага… Ра­достные ходили мы по улицам этого города. Осматривал я их метро. Надо сказать, что я    видел   много     заграничных метро,    но ни одно из них не может сравниться с нашим. Лучшее в мире это точное определение.

Но война еще не кончилась. И вот здесь, все пекло войны прошедший без единой царапины,  Артем  Петухов был  ранен в голову. Победу он встретил в городе Кирице в 125 кило­метрах   западнее Берлина.

 

И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ…

Для миллионов советских солдат война, наконец, закончилась. Они возвращались домой, к мирному труду. Артем Петухом  продолжал воевать.

Широко улыбались союзни­ки. жали руки, звучали взаимные поздравления с победой. Но уже зрели за спинами американской и английской миссий шпионские заговоры про­тив  «красной   угрозы».

И снова Артем Николаевич Петухов на задании. Чутьем опытного контрразведчика выходит он на резидента американской разведки. И уже в мирном 50-ом году Артем Николаевич Петухов получает еще одну боевую награду медаль «За боевые  заслуги».

До 56 года длился бой с врагом человека в общем-то очень мирной профессии сельского учителя. Он приехал сюда в Воротынец, где долгие годы ждала его жена с деть­ми. Снова вернулся к  своей работе – двадцать лет обучал детей в Елвашинской школе. За большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи А.Н. Петухов много раз награждался Почетными грамотами райкома партии и райисполкома.

– О войне нужно рассказывать. И дети наши, и уже внуки должны помнить, какой ценой завоевано счастье. Трудной, горькой ценой миллионов жизней…

Во  имя грядущего помнить.

Т.   МАТВЕЕВА, “Ленинский путь”, 1985 год

Меню