Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

СУТОЧКИН Хусаин Шамшутдинович

ХОТЯ И НЕ БЫЛ ПЕДАГОГОМ

 

Ходил мастеровой по селам

– Здравствуйте! Не   ждали?..

– Что ты, Хусаин!  Очень ждали.  Вон идем в ту прос­торную избу. Заказов уйма.

– Рахмат,  спасибо,  – бла­годарил  давно знакомого сельчанина путник с тяже­лым рюкзаком за плечами.

Здесь, в глухой деревне далекого Тонкинского райо­на, его хорошо знали в те послевоенные сороковые и пятидесятые годы. Кустаря, опытного мастерового. Как, впрочем, – и в селениях Лысковского и Воротынского Заволжья, Семеновского, Уренского и других районов Нижегородчины. Уволив­шись в 1946 году в запас после семилетней службы в Вооруженных Силах, фронтовик Хусаин Суточкин, толь­ко что женившийся на землячке из Татарского Маклакова Спасского района, голубоглазой, с роскошными косами красавице Алии, был, как говорится, гол, как со­кол. В материальной под­держке нуждались и отец с матерью с многочисленными братьями, сестрами, невест­ками, переехавшими в нача­ле войны в Воротынец.

В те годы отец его – Шамшутдин – пас коней в мест­ных колхозах «День уро­жая» и «Оборона страны», другие члены семьи трудились в полеводческих брига­дах, и, конечно же, на своем огороде, ухаживали за скоти­ной. В послевоенное же вре­мя постаревший «бабай», как звали в Воротынце добросер­дечного, улыбчивого старше­го Суточкина, стал работать конюхом в отделе народного образования. Там же, после нескольких лет труда в рай­онной фотографии, устроилась техничкой и супруга Хусаина Алия, или, как привык ли называть ее сослуживцы, соседи и знакомые на рус­ский манер, – Аля.

Ну, а муж ее, Хусаин, вы­правив необходимые бумаги кустаря-одиночки (что-то вроде патента или лицензии), уже тогда, почти полвека на­зад, трудился, как мы те­перь бы сказали, в рыноч­ных условиях. Цены на свои услуги устанавливал, сообра­зуясь со спросом населения.

А спрос был. Клеил галоши, резиновые сапоги, другую обувь, чинил старые ржавые замки от висячих до врезных, изготавливал для них ключи. Болванки-заготовки для пос­ледних приобретал в г. Пав­лове. Ну, а инструмент — тисочки, напильнички, ножов­ки по металлу, пассатижи и прочее таскал в заветном рюкзаке весом до двух пу­дов. Тогда ведь не было в тех краях, которые он исхо­дил в 1946 – 54 годах, ни мастерских, ни филиалов КБО, и люди очень нужда­лись в подобных мастерах,

Нелегким, хоть и довольно денежным, был этот кустар­ный промысел. Но жизнь брала своё. Прибавилась семья. Естественно, требовалась, для детей твердая отцовская рука, его мудрость и жиз­ненный опыт.

 

По предложению директора

Хусаин особенно не разду­мывал, когда директор Воро­тынской средней школы Вик­тор Федорович Вершинин предложил ему:

– Может,   поработаешь   в школе завхозом?

– Хорошо, директор, я согласен. Но с одним условием: все денежные завхозовские дела на  первых по­рах, пока вникну в них, пусть ведет бухгалтер. А уж все хозяйство беру пол­ностью на себя.

– Идет, по рукам! – с до­вольной    улыбкой  ответил директор,   отлично    знавший деловые качества и сметли­вость того, кого приглашал на хлопотную должность заведующего хозяйством. Тем бо­лее, что завхозы в школе менялись часто, не выдержи­вая ритма ее  беспокойных будней.

 

Первая трудовая книжка

Итак, почти на 33 году жизни на X. Суточкина была заведена первая в его жизни трудовая книжка. А ведь, до этого была нелегкая работа с семилетнего возраста. Он не знал никогда ни выход­ных, ни отпусков, за исклю­чением, пожалуй, дней лече­ния в госпитале города Во­рошилова – Уссурийского, когда был ранен в августов­ских боях 45-го с японцами. И вот она, первая запись в новенькой трудовой книжке «Принят на работу в долж­ности завхоза Воротынской средней школы 3 марта 1954 года». И, забегая вперед, от­меним, что последняя запись об увольнении с этой же должности завхоза датирова­на 10 июня 1986 года. Но к этому времени X. Суточкин был уже на пенсии. И хоть уговаривали поработать еще, не  согласился, сказав:

– Спасибо за подарки и проводы… Но поймите и ме­ня: здоровье сдает, да и хо­зяйка моя все чаще хворает…

 

Завхоз – должность хлопотная

Никому не надо доказывать, что педагог формирует личность. От его таланта, способностей, любви к свое­му благородному делу во многом зависит, каким граж­данином станет вчерашний ребенок. У завхоза – другие обязанности: обеспечить весь этот многолетний процесс обучения и воспитания, так сказать, сделать его .более комфортным и для учителя, и для ученика.

С чего начал новый зав­хоз? Решил прежде всего проблему с водой. Водопро­вода в старом здании деся­тилетки (теперь там занима­ются группы ребятишек-шес­тилеток) не было. Воду тех­нички ведрами таскали в школу от ручного качка, что на улице Зубова, считай за пол­километра.

Посоветовался X. Суточ­кин с руководством школы,  нанял рабочих и вырыл ря­дом со школой колодец с чис­той родниковой водой. За­тем осаждал заведующего райфинотделом, чтобы выде­лил средства на заготовку еще одного годового запаса дров для отопления помеще­ний школы. До этого топили печки-подтопки, что называ­ется, с колес – сырыми, только что наколотыми  поленьями. Мученьем было их разжечь, да и горели как – дыма много, а тепла   мало. Теперь же, когда в дело шли дрова просушенные, прошлогодней заготовки, положение в корне изменилось и техничкам легче и отдача боль­ше.

А завхоз к тому же наладил доставку высококалорий­ного кузбасского угля из Шумерли, отказавшись от райтоповского низкокачественного. Плюс к тому пере­делал все подтопки на режим сбережения тепла.

Да разве перечислишь те дела, которые за 30 лет работы завхозом довелось ему выполнить. Когда подвели к школе водопровод, сра­зу же возглавил работы по возведению котельной и монтажу отопительной системы. Чтобы постоянно был запас свежей продукции — овощей, мяса, солений для столовой интерната, вырыл два вместительных  погреба.   Благодаря своим старым связям приоб­рел  и отремонтировал    списанные на бывшей Михай­ловской судоверфи три грузовые автомашины— два ЗИСа и один ГАЗик.

Также четко была органи­зована Хусаином хозяйственная служба уже в новом кир­пичном здании теперешней Воротынской муниципальной средней школы. И хотя педа­гогом он не был, многие уче­ники помнят отеческие нас­тавления завхоза. И детей своих Суточкины сориентировали на работу в школе, дали всем высшее педагогичес­кое образование. Закончив Чебоксарский пединститут, старшая дочь Найля рабо­тает преподавателем истории и иностранного языка в Балаковском водном техникуме. Младшая Елена— инспектор районного отдела народного образования. Ну, а сын Саша (Салех) трудится в Нижнем Новгороде на ниве государственного страхования…

В 1996 году у Хусаина Суточкина несколько «круг­лых дат» – 75-летие со дня рождения, полвека со дня окончания армейской служ­бы в 205 отдельном авторе­монтном батальоне, давшем ему не только права шофера, но и практические навыки слесаря-ремонтника, станочника, а еще – золотая свадьба – 50 лет совместной жизни с Алией. Добавим к этому – десятилетие со дня ухода на заслуженный отдых.

И как тут не сказать: спа­сибо, Хусаин, от помнящих тебя учеников и учителей, благополучия, здоровья тебе и твоим близким.

В. ГУДЕНКО, “Воротынская газета”, 20 января 1996 года 

Меню