Рано пришлось повзрослеть детям той военной поры. Многие юные воротынчане рвались на фронт. Военный всеобуч проходили парни, что родились в 1927 – 28 гг. Для этого был создан лагерь в с. Чугуны. Но и в тылу, война была рядом.
Как вспоминал В.М. Ильичев: «В ясные осенние ночи высоко в небе часто видели далекие взрывы снарядов зенитных пушек. Без сообщения все знали: немецкие самолеты бомбят Горьковский автомобильный завод. Было очень жутко. Тесно прижавшись друг к другу, боясь пошевелиться, молчали и ждали, когда улетят «железные стервятники». Потом расходились по домам. Завтра нас снова ждала работа в поле».
За подростком закрепляли лошадей, и круглый год, начиная с весны, он наравне со взрослыми работал в колхозе. Весной пахали поля, за день, успевая вспахать до 2-х га с 4 часов утра до 9 вечера, после вспашки посевная, затем сенокос, а тут и уборка урожая. Труд в тылу – это второй фронт, и подростки старались.
Зимой в составе колхозных бригад ребята участвовали в заготовке леса и в правобережной и в заволжской части района, а это за несколько десятков километров от дома. Жили они в землянках. Работать приходилось много, а время было голодное, особенно голодно было весной. В пищу шла прошлогодняя картошка, оставшаяся в полях с осени. Как вспоминала Т.В. Панюшкина: «Домой прибегла усталая, холодная, голодная. Поесть хочется, а нечего: в печке полугнилая картошка и та сырая, чуть только запеклась. Вот её и ела. И вы знаете, как будто ничего вкуснее и быть не может».
Многие дети военной поры вспоминают крахмальные лепешки, приготовленные из гнилого прошлогоднего картофеля. Многим и такая еда казалась сказочной, приходилось есть и лебеду, и липовые листья.
Дома приходилось помогать матери по хозяйству.
Но и школьная жизнь не затихла. З.П. Хрулева вспоминает: «Настоящих учебных принадлежностей у нас не было. Учебники давали в школе 1 на 7-8 человек. Маме не на что было купить, да может она и купила бы, но ничего не продавали. Писали мы на старых книгах между строчек, вместо чернил была сажа из трубы, разведённая горячей водой. Пока писали – было красиво, но когда утром приходили в школу, сажа облетела, и в книге оставались только царапины от перьев, которые, кстати, подарила нам одна пожилая женщина Александра Титовна Занозина за то, что мы летом ей помогали рвать в саду ягоды.»
Чугуновские школьники в первые дни войны, призвав сверстников из других школ района собирать лом черных и цветных металлов, необходимый для производства пушек, танков, снарядов и другого вооружения, сами только в июле отправили две тонны шихты. Районная газета отмечала, что, собирая лом, хорошо поработали ученики Надеждинской начальной школы Сергей Едранов, Саша Петров, Шура Семагин, Катя Куликова и Борис Сальников.
В сентябре 1941 года ученики школы № 102 г. Горького призвали своих товарищей собрать средства на строительство танка «Горьковский пионер». Школьники Воротынской, Михайловской, Васильсурской, Фокинской, Осиновской, Липовской, Сомовской и других школ района перечисляли собранные деньги – к концу октября было собрано 1400 рублей – на строительство танка. Только с 14 по 25 февраля 1942 г. танк уничтожил 6 пушек, 1 танк, 5 автомашин, 10 миномётов, 12 пулемётов и свыше 100 солдат противника.
Школьники активно помогали колхозам: пропалывали картофель, теребили лен, убирали и молотили горох, возили снопы.
Ученики Семьянской школы вместе со своими учительницами Быстровой и Рубинской теребили лен. За два дня было вытереблено 1460 снопов.
Фронту активно помогали комсомольцы, учащаяся молодежь пионеры Васильсурска. В сентябре 1943 года вместе с молодёжью и пионерами поселка они провели двухнедельник по сбору для воинов Красной Армии грибов, ягод и шиповника. Дети и воспитатели детских садов организовали и провели несколько платных концертов, и все вырученные деньги сдали в фонд обороны.
При этом, несмотря на все лишения, люди стремились помочь тем, кому было еще хуже. З.П. Хрулева рассказывала: «Помню, однажды к нам в посёлок привезли детей из блокадного Ленинграда. Местная власть тогда обратилась к жителям посёлка помочь детям, кто, чем может в смысле еды. Мама налила две четверти (3-литровые банки) парного молока и понесла детям, взяв меня с собой. Что я увидела, это был ужас! Дети были все бледные, исхудалые, глаза провалившиеся, ручки тоненькие, протягивали все в одну кучу кружки для молока. Воспитатели очень просили наливать понемногу. Эта картина осталась в памяти до сих пор».
Дети мужественно вместе со взрослыми переносили тяготы, лишения и недетские заботы, выпавшие на их долю, вносили свой посильный (и совсем немалый) вклад в победу над врагом.