Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

ЖАРКОЕ ЛЕТО 1972-ГО

К 50-летию лесного пожара 1972 года

 

Ближе к полудню субботы 13 августа на ярко-голубом небе появилась еле заметная дымка. Пассажиры парома, на котором автор с семьей переправлялся через Волгу из с. Сумки в п. Юрино, могли видеть густую полосу дыма, тянувшуюся с севера на юг. Было видно, что горит лес. Вечером в интернете появилось сообщение, что в лесах Воротынского района Нижегородской области произошел пожар. В телефонном разговоре жительница с. Разнежье подтвердила, что горит где-то за озером Рыжан. Пресс-служба ГУ МЧС сообщила журналистам, что очаг площадью 110 га зарегистрирован на территории горельников 2010 года. На этом участке болотистая и труднопроходимая местность. Огнеборцы сообщали, что ситуация под контролем. 

А в памяти вновь встали события полувековой давности. Ведь ровно 50 лет прошло с тех пор, когда небо над нашим краем заволокла пелена едкого дыма.

Предлагаю вниманию читателей свою статью, опубликованную в «Воротынской газете» в 2017 году.

 

«С июня по сентябрь 1972 года, то ослабевая, то вновь усиливаясь, в заволжской части и на болотных массивах правобережья района бушевал страшный пожар. Чтобы восстановить хронологию событий того жаркого лета, редакция обратилась к подшивке газеты «Ленинский путь» за летние месяцы 1972 года. Несколько удивил тот факт, что сообщения о стихийном бедствии на газетных полосах отсутствуют. В то же время о пожаре не просто все знали, но в условиях почти 40-градусной жары он стал тяжелым испытанием для всех: людей, животных, техники… И лишь 7 сентября появилась статья заведующего отделом агитации и пропаганды РК КПСС Б. Бабинцева «Победило мужество». Она и стала основой при подготовке материала этой полосы. А еще – беседы с теми, кто был свидетелем и участником тех событий.

13 июня на торфяниках в районе речки Бабка возник первый очаг пожара. На следующий день от удара молнии в телеграфный столб задымился лес под Лутошой. Природные условия способствовали распространению огня, недалеко от озера Невское оба пожара соединились. Только 20 июля разбушевавшуюся огненную стихию удалось локализовать и начать постепенную ликвидацию. И за это время – ни одной даже самой маленькой публикации в районной газете.

11 июля в заметке Т. Дмитриевой об уборке люцерны в семьянском колхозе им. Горького проскользнула фраза: «Люцерна нынче неважная, да, кроме того, на такой жаре сохнет прямо на глазах». Жара! Не просто жара, а настоящее пекло.

13 июля была опубликована рядовая инструкция начальника инспекции Госпожнадзора Николая Михайловича Решетникова. Он пишет о мерах по предотвращению пожаров в период уборки урожая, о технике безопасности на зерновых молотильных токах, о недопущении детской шалости с огнем. Пока ничего тревожного. А в это же время по булыжному покрытию воротынских улиц по направлению к фокинской переправе через Волгу грохотали гусеницы тяжелой техники, которая шла на борьбу с огнем.

В номере за 15 июля появились сообщения о начале жатвы хлебов в колхозах. А в заметке «Новостройки Кузьмияра» В. Александрова пишет: «На днях строители далекого лесного поселка Кузьмияр закончили отделочные работы в 22-квартирном доме. Сейчас ведется строительство детсада и столовой на 60 посадочных мест. Это пусковые объекты текущего года».

Год был крайне тяжелым для сельского хозяйства. Так в газете за 18 июля сообщается, что падают показатели по закупкам молока у населения: «Ослабили работу в июне Михайловский, Разнежский, Отарский, Семьянский сельсоветы. Так и не приступили к делу Дорогучинский сельский и Воротынский поселковый Советы». Никаких скидок на засуху, пожар… Вода в Волге прогрелась до 26 градусов, в малых речках, озерах и прудах и того больше. Осиновский колхоз «проквасил» более полтонны молока: заготовленный лед к этому времени растаял, фляги поставили в теплое озеро, продукция закисла и на маслозавод привезли уже горячую простоквашу.

5 августа публикуются показатели урожайности зерновых: 13 ц/га дали озимые, а яровые и того меньше. Спасти собранный урожай – становится всеобщей задачей. Так сапинские школьники пришли на помощь родному колхозу и вместе со взрослыми за день отсортировали около 50 т зерна. К 14 августа было сжато и обмолочено 97% зерновых. Борьба за урожай продолжается и на картофельных плантациях: в фокинском колхозе «Волжанин» заработали поливальные установки.

Интересный материал появился в номере за 19 августа.  Открытое письмо «О севе озимых в текущем году» подписали весьма авторитетные лица: доктор и кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженные агрономы РСФСР, Герои Социалистического Труда, председатели ведущих колхозов области, руководители областного управления сельского хозяйства. Авторы разъясняют целесообразность проведения озимого сева в условиях засухи, дают рекомендации по технологии и нормам высева зерна, призывают агрономов, руководителей хозяйств, механизаторов творчески подходить к проведению сева. В конце концов они оказались правы. Однако недостаток в заготовленных кормах заставил хозяйства обратиться к внешним закупкам сена, соломы, зерна. «Вместе с ними, – вспоминает С.И. Большаков, – границу страны пересек и «незаконный иммигрант» – колорадский жук, неизвестное до тех пор у нас насекомое».

В новостях из Михайловского сообщается, что на улицах села появляются новые водоразборные колонки. В условиях повышенной пожароопасности – это весьма важно.

10 августа секретарь парткома Михайловского леспромхоза Н. Коленкин пишет: «Минувший месяц поистине для леспромхозевцев был жарким. И дело вовсе не в той температуре воздуха, которой отмечен июль, хотя она не могла не влиять на работу. Дважды и на длительное время рабочие отвлекались на борьбу с пожаром(подчеркнуто мной – А.Д.) Реализация продукции по леспромхозу выразилась в 100 процентов, вывоз древесины составила 101 процент к плану».

11 августа Горьковский облисполком принял решение о повсеместном запрещении охоты, рыбной ловли. Категорически запрещалось посещение лесов для отдыха, разведение костров около лесных массивов. За нарушение грозило административное наказание, а в отдельных случаях – уголовная ответственность.

17 августа Н. Решетников в статье «Пожарам – заслон» уже резко критикует РОНО, отдел культуры, дирекцию киносети, управление сельского хозяйства за неудовлетворительное противопожарное состояние подведомственных учреждений. Он сообщает, что за грубые нарушения и не выполнение предписаний Госпожнадзора главный врач ЦРБ привлечен к административной ответственности. Называются конкретные адреса и фамилии руководителей учреждений, предприятий, сельских Советов, где сложилась неблагополучная противопожарная обстановка.

Как следствие – усиление организационной работы. Так сессия Отарского сельского Совета утвердила состав противопожарной комиссии под руководством председатель исполкома сельсовета Г.А. Меркурьева. Исполкому сельского Совета, руководителям колхозов и предприятий было поручено разработать и осуществить необходимые мероприятия по усилению противопожарной безопасности. Предусмотрено проведение собраний по производственным участкам, сходов населения, организация ночного дежурства и патрулирования по населенным пунктам, наведение порядка по берегам озер и рек.

31 августа Николай Михайлович Решетников вновь выступает на страницах газеты со статьей «Пожары легче предупредить». Он уже конкретно говорит: «В настоящее время сложилась неблагоприятная обстановка в лесах заволжской части района. Охвачены пожаром торфяники, болота, лесные массивы».

Появление такого материала не было случайным. Дело в том, что 25 августа новый очаг пожара возник в районе озера Рыжан. Не смотря на срочные меры по его локализации, он начинает распространятся на север, северо-восток, северо-запад. Одновременно вырывается из окружения и пожар в районе Бабки, он преодолел р. Дорогуча и на границе с Марийской республикой (в районе Курман) соединился с рыжанским. Заполыхал огромный пожар, угрожавший всему нашему лесному заволжью.

Чрезвычайную комиссию и штаб, которые расположились в эпицентре пожара – поселке Дорогуча, возглавили второй секретарь РК КПСС М.М. Акимов, зам. председателя райисполкома А.И. Антонов, В.Н. Полухин, И.С. Макаров, В.И. Кованов, Н.М. Коленкин, Н.Ф. Главтеев и другие ответственные работники лесного хозяйства. Тщательно анализируя сложившееся положение, штаб определял противопожарные меры, разрабатывал планы контрнаступления на огонь силами имеющейся рабочей силой и техники.

Б. Бабинцев пишет: «Работа в штабе не замирает ни на час, постоянно звонит телефон, уточняется обстановка, принимаются решения, даются распоряжения: «Направить бульдозер в 21-ый квартал», «На 2-ом километре – возгорание», «Срочно направить пожарную машину», «На рябинковскую дорогу – срочно резерв», «Отправить мотопомпы», «Организовать усиленный патруль», «выслать замену уставшим за день рабочим». Вызываются старшие команд, отрядов, из палаточного городка, а порой и от походных кухонь идут люди. Звучат команды на посадку, ревут моторы машин, мелькают в свете их фар силуэты людей, а через несколько минут вереница машин уходит за околицу, туда, где повисло над горизонтом огненное зарево. От Бабки через Мирской Пикет далеко на север протянулась линия борьбы с пожаром. А поэтому уходят на север, на запад, на юг машины с людьми, лязгая гусеницами идут в самые опасные места бульдозеры». Согласитесь, что похоже на сводку с полей военных боевых действий. По сути, так оно и было.

В поселке Дорогуча, оказавшемся в огненном полукольце, как вспоминает участник той эпопеи Николай Федорович Главтеев, было настоящее столпотворение: в ряды огнеборцев встали добровольные помощники – труженики воротынского правобережья, Спасского и других районов, рабочие и служащие предприятий областного центра.

А огонь буквально слизывал все новые и новые участки леса, подобрался к окраинам поселка Дорогуча, к гаражам, складам горючего. Судьба Дорогучи повисла на волоске. Именно в этот напряженный момент к штабу пришли 6 старейших женщин поселка и чуть не на колени пали, умоляя:

– Спасите поселок, сынки. Спасите дома наши. Это в ваших силах.

И люди спасли. Дни и ночи без отдыха, забывая о сне и еде, они каждый свой шаг подчинили борьбе с огнем.

Вновь процитируем Б. Бабинцева: «Сотни срубленных и спиленных деревьев, километры защитных противопожарных полос, сотни кубов перемещенного песка, сотни тонн вылитой воды, умноженные на мужество, волю, силу людей принесли им победу. Огонь отступил».

Уже после к Александру Ивановичу Антонову подошла старушка, низко поклонилась и произнесла с волнением и дрожью в голосе:

– Спасибо, милые. Спасибо, что отстояли.

А кто были те люди, что встали на пути огненной стихии? Простые труженики, водители, колхозники, рабочие лесхоза, лесохима, леспромхоза… Вздымщик С.П. Мармышев, проявляя инициативу и активность, задал тон в работе, появляясь на самых опасных участках и увлекая за собой рабочих Мирского Пикета. Там, где они занимали рубеж в самые первые дни борьбы с огнем, он был вынужден отступить.

Два дня в огненном окружении вели ожесточенные бой с огнем труженики колхоза «Сапинский» во главе со своим председателем М.М. Барышкиным. Каково это было в невыносимую, казалось бы, жару, задыхаясь от ядовито-жгучего дыма, когода слезы застилали глаза сражаться со страшной стихией? И тем не менее мотопомпа сапинцев не останавливалась ни на минуту, люди, поочередно окунаясь в озеро, оставались в строю, поддерживая друг друга. Недаром у жителей этого маленького сельца было прозвище «радные». Пусть и не родственники, но родные по духу и силе воли люди!

Не растерялись, не струсили оказавшиеся в окружении рыжанского пожара рабочие Каменского лесопункта. Люди вышли из огненного «котла» сами и вытащили едва ли не на своих руках начинавшую гореть одну их трех машин.

Рабочий завода им. Ульянова В. Сверухин в одиночку ликвидировал верховой огонь, готовый перемахнуть через дорогу. Бульдозеристы В.Н. и В.С. Лисины боролись с огнем, отказывая себе в отдыхе, на рябинковской дороге, когда надо было ликвидировать прорыв в районе озера Плотово.

А вскоре новое сообщение: огонь перемахнув через рябинковскую дорогу, обошел озеро Большое Плотово с севера, неожиданно резко повернул на юг и вновь создал опасное положение. И.А. Дружинин, заведующий Дорогучинским клубом в очередном «Боевом листке» откликнулся на эти события такими строками:

Пожар с напором буйных сил

Еще вчера огнем грозил

Безрыбному и Кузьмияру.

Но девять храбрецов вчера

Туда угнали трактора

И путь отрезали пожару.

В статье Б. Бабинцева  это событие описается так: «После 4-х полубессонных суток, в 2 часа ночи на 7 бульдозерах Г.П. Вершинин и А.И. Ивлев из воротынской «Сельхозтехники», П.М. Куклев и В.Д. Шмелев из колхоза «Волжанин», А.П. Шаманин из МСО, А.М. Зайцев из колхоза им. Горького, Н.С. Ратов и В.И. Гребенкин со спиртзавода и А.О. Ларюшин из колхоза им. Чкалова выехали в район Безрыбного и в течении 16 часов без отдыха, в условиях непрекащающегося шума, до предела слабой видимости, в клубах пыли, дыма, гари сделали минерализованную полосу шириной около 40 метров общей протяженностью 12-14 километров в сторону Кузьмияра и озера Малое Плотово.

Именно сюда в образовавшийся мешок и был загнан для окончательной ликвидации рыжанско-дорогучинский пожар, а начавшийся в ночь с 1 на 2 сентября дождь помог уничтожить вначале верховой, а позднее приглушить и низовой пожар.

2 сентября по пятам пожара прошли отряды рабочих, засыпая сырым песком дымящиеся пни и головни».

Как вспоминает Н.А. Точёнов, 9 сентября дождь усилился, жизнь постепенно, если так можно сказать, входила в нормальное русло. Из-за Волги после ликвидации опасных очагов уезжали домой мобилизованные огнеборцы из других районов области. Вновь приступили к работе лесозаготовители, вернулись и приступили к учебе эвакуированные дети.

Однако до поздней осени в леса всё ещё уходили патрульные группы, уничтожая мелкие очаги, контролируя пышущие огнем торфяники.

Жаркое лето 1972 года нанесло непоправимый урон хозяйству района: с его карты исчезли лесные поселки Рябинки, Невский, Лутошихинский, Мирской Пикет… Вскоре расселили сельцо Сапино, территория которого попала в зону затопления Чебоксарского водохранилища.

Каждый год в августе бывшие жители Дорогучи собираются на месте родного поселка, вспоминают прошлые годы, делятся воспоминаниями с детьми и внуками…

Люди, выстоявшие в схватке со стихией, сделали многое для восстановления заволжских лесов. Каждый год с питомников лесхоза на гарях высаживались тысячи молодых саженцев сосны, постепенно зарастали лесом места огненных сражений. Стройные деревья поднимались, радуя взор, приобретая деловой вид, лесозаготовители строили планы.

И вдруг…

Жаркое лето 2010 года заставило воротынчан снова взять в руки орудия борьбы с огнем, поднялись в воздух вертолеты, спешили пожарные машины. И вновь Человек выстоял в огненной схватке, и вновь победило мужество. А главное – ни одного погибшего и ни одного сгоревшего дома в селах заволжской части района.

И возникают в памяти стихотворные строки И.А. Дружинина:

Враг жестокий, злой и старый,

Именуемый пожаром,

Жжёт огнем лицо земли.

На пожаре, кто был, видел –

Лес сгоревший сник в обиде:

Мы его не сберегли.

Руки опускать не станем,

Жизнь не мало испытаний

Посылала нам в удел.

Мы в борьбе со злой стихией

Приумножим наши силы,

Чтоб вновь лес зазеленел.»

 

Александр ДЮЖАКОВ, научный сотрудник Воротынского районного краеведческого музея.

Фотографии Евгения Герасимова, сделанные в 2010 г.

 

 

Меню