Уходят в историю годы, десятилетия, века… Вместе с ними уходят люди, которые эту историю творили. А так порой хочется взглянуть в их лица! Хорошо, если сохранились фотографии, живописные, графические или даже скульптурные портреты. До XVII века в России не было принято изображать реального человека, а изображения на страницах летописей носили условно-обобщенный характер. Вот и приходилось мастерам изобразительного искусства что-то додумывать, предполагать при создании портретов людей, живших в далеком прошлом, об облике которых сохранились скудные сведения в исторических источниках.
И лишь в 1930-х годах советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук М.М. Герасимов разработал методику восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков. Михаил Михайлович создал свыше 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей, в том числе: Тамерлана, Ивана IV Грозного, Ф. Ф. Ушакова, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского и других.
Лаборатория антропологической реконструкции, созданная М.М. Герасимовым, продолжает работать и в наши дни. Именно туда в 2010 году сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника доставили костные останки князей Воротынских. Они были извлечены из восьми захоронений, обнаруженных во Владимирской церкви, которая является усыпальницей княжеского рода.
Духовный и культурный центр Белозерья – Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году иноком московского Симонова монастыря Кириллом, в конце XV века стал местом государственной ссылки. Много опальных феодалов и их слуг оказалось в монастырских стенах в период правления царя Ивана Грозного. Так случилось и с представителями древнего княжеского рода Воротынских. Два раза «посчастливилось» побывать в ссылке на Белозерье Ивану Михайловичу – в 1521 и 1534 годах. Он хоть и умер в этом монастыре, но похоронен в Троице-Сергиевой Лавре. С марта 1562 года в Кирилло-Белозерском монастыре четыре года провел в ссылке его сын – князь Михаил Иванович Воротынский. Можно предположить, что Михаил побывал в ссылке в далёком монастыре трижды: два раза с отцом и один раз во главе своего семейства.
Центром Кирилло-Белозерского монастыря является Успенский собор и пристроенные к нему три придельных храма, в том числе и Владимирский храм, ставший усыпальницей князей Воротынских. Несколько десятилетий весь этот комплекс в связи с плохой сохранностью был закрыт для экскурсионного показа. Группа воротынчан, посетившая монастырь в июне 2013 года, смогла совершить поминальную литию лишь у внешней стены храма.
Реставрация позволили придать первоначальный облик соборному комплексу. Теперь туристы, путешествующие по Волго-Балтийскому каналу могут посетить усыпальницу Воротынских, а в одном из залов музея взглянуть в лица людей, владевших землями в нашем крае. Именно при них в XVII веке были основаны многие населенные пункты Воротынского, Княгининского, Лысковского районов. Свидетельство тому – писцовые книги владений княжеского рода, в которых скрупулезно перечисляются поселения, как существовавшие, так и вновь появившиеся. Иначе было нельзя: не упомянул, значит, не твоё! И претендовать на него в последствии твои потомки не имеют права. Вот государевы дьяки с помощниками и переписывали двор за двором, деревню за деревней, село за селом, ничего и никого не упуская из вида в княжеской вотчине!
Итак, в Кирилло-Белозерском монастыре были похоронены восемь князей Воротынских. В 1554 году над могилой князя Владимира Ивановича, скончавшегося в 1553 г., на вклад его вдовы местными мастерами был возведен каменный храм, освященный в честь святого равноапостольного князя Владимира – небесного покровителя умершего. Именно этому небольшому храму суждено было стать усыпальницей представителей княжеского рода.
В 1564 году здесь же был погребён младший брат Владимира Ивановича – Александр Иванович.
А вот судьба князя Михаила Ивановича Воротынского сложилась трагически. Выдающийся полководец, создатель первого в русской истории устава пограничной службы попал в опалу, подвергся пыткам и был отправлен в ссылку. 12 июня 1573 года по дороге на Белоозеро он скончался и был погребен в Кашине. И лишь в 1606 году его прах вместе с прахом его сына Лонгина перенесли в церковь Владимира Кирилло-Белозерского монастыря.
Как известно, Михаил Иванович в 1569 году был лишен своего огромного удела в верховьях Оки. В замен царь Иван Грозный «пожаловал» ему вотчину, состоявшую из владений в Стародубе (ныне – село Кляземский Городок Владимирской области) , близ села Мошок Муромского уезда и земли от Княгинина до Фокина в Нижегородском уезде. Правда, в 1573 году Воротынские вновь были лишены этих земель.
Родовые земли в Закудемском стане Нижегородского уезда удалось вернуть лишь Ивану Михайловичу. И вот в Переписной книге 1621–1623 гг. было впервые упомянуто село Воротынескъ, ставшее в XVIII веке Воротынцем. В 1627 году князь Иван Михайлович, приняв схиму с именем Иона, умер и был захоронен рядом с отцом и братом.
Позднее в небольшом Владимирском храме появились погребения Алексея Ивановича (1642 г.), Михаил Иванович (1677 г.) и Ивана Алексеевича (1679 г.).
В Описи Кирилло-Белозерского монастыря 1773 года указано расположение всех восьми захоронений и дано описание плит, сообщающих о захоронении князей, которые к этому времени были вмонтированы в северную, южную и западную стены храма. Захоронения князей Воротынских и настенные плиты, украшенные растительным орнаментом, сохранились до настоящего времени.
Ученые провели ДНК-анализ умерших для уточнения генеалогических связей рода. Однако, к сожалению, удалось реконструировать облик лишь шести представителей рода. Из-за плохой сохранности лицевой части черепов не удалось создать скульптурные бюсты двух Михаилов Ивановичей – прадеда и правнука.
Скульптурные изображения князей Воротынских в настоящее время хранятся в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника в г. Кириллов Вологодской области. Здесь же хранится большое серебряное блюдо, вложенное в 1642 году Марфой Ивановной Воротынской, вдовой князя Алексея Ивановича Воротынского, и его сыном Иваном на помин души умершего князя, и высокая серебряная кружка – дар Ивана Алексеевича, сделанный в 1677 году.
В последние годы налаживаются контакты регионов, история которых связана с родом Воротынских. Дважды делегации нижегородских воротынчан и калужских воротынцев побывали в гостях друг у друга. Предпринимаются шаги по увековечиванию памяти князя М.И. Воротынского В Вологодской области, здесь создан Инициативный совет, поставивший целью популяризировать информацию об этом древнем роде среди жителей региона. Единственный в России памятник княжескому роду Воротынских, среди которых были и выдающийся полководец, государственные деятели, установлен при въезде в п. Воротынец.
Сотрудники Воротынского краеведческого музея установили связь с лабораторией пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН, обсуждается вопрос о возможности повторного изготовления портретов Ивана Михайловича, Алексея Ивановича и Ивана Алексеевича. Именно эти три князя являлись владельцами вотчины в Нижегородском уезде, при них здесь появлялись новые селения, успешно шло хозяйственное освоение и развитие края. Скульптурные портреты могли бы занять достойное место в экспозиции музея.
Александр ДЮЖАКОВ
Использованы материалы буклета «Кирилло-Белозерский монастырь в судьбе князей Воротынских», выпущенного в 2019 году ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Составитель: А.В. Теребова.
Фотографии: А.А. Новожилов, И.С. Хоботов, A.M. Смирнов, А. Дюжаков.