Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

ДНЕВНИК САМОДОВОЛЬНОЙ ДЕВОЧКИ

23 ноября 2022 года научный сотрудник Воротынского районного краеведческого музея автор статьи принял участие во всероссийской (с международным участием) конференции ” Музей как хранитель национальной идентичности на перекрестке материальной и нематериальной культуры”. Мероприятие организовано музеем Н.А. Добролюбова при поддержке Департамента культуры Администрации Нижнего Новгорода и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.
Доклад, посвященный анализу рукописного дневника Александры Демидовой, назывался “Нижегородские Демидовы: история семьи в ее материальном и нематериальном выражении на фоне эпохи (на основе дневника Александры Валерьевны Демидовой)”.

Чтобы научиться писать, надо писать. 

Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник,

пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше –

и не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например.

(Д.С. Лихачёв)

 

С 2015 года в экспозиции Быковского краеведческого музея, который год назад стал филиалом Воротынского районного краеведческого музея, представлена копия рукописного дневника Александры Валерьевны Демидовой.  Этот документ автору статьи передала Елена Иосифовна Краснова – исследователь истории рода Демидовых с просьбой завершить начатый ею анализ.

Первая страница дневника А.В. Демидовой

 

Ася Демидова. Около 1910 г.

Дневник в июне – июле далекого 1907 года вела, проживавшая в селе Быковка Васильсурского уезда Нижегородской губернии тринадцатилетняя девочка Александра Валерьевна Демидова (1894 – 1971 гг.), или Ася, как ее звали в семье.

Из текста видим, что Ася растет и воспитывается в большой и дружной семье. Отцу Валерию Аркадьевичу Демидову идет 45-й год, матери Александре Львовне – около 40-ти лет. Сестра Анна (Адя – семейное имя) старше Аси на 6 лет, а Мария (Маруся – семейное имя) младше на 5 лет. У них – свой дом, а по соседству, на территории усадьбы, которую в 1852 году заложил Аркадий Васильевич Демидов, стоят еще два: в «старом», живет 87-летняя бабушка Елизавета Федоровна Демидова, в «новом» – семья дяди Павла Аркадьевича Демидова и его супруги Прасковьи Петровны.

С детьми из «нового» дома Ася дружит, особенно с кузенами Петром и Павлом (Пава), пятилетний Аркадий (Арочка) и семилетняя Наталья – еще малыши и не занимают внимания подростка. Правда, она радуется приглашению на день рождения Арочки и идет вместе со старшей сестрой за подарком для него в магазин купцов Сусленковых.

Сегодня от горной усадьбы Демидовых сохранился лишь парк, а все жилые дома и хозяйственные постройки были снесены в конце 1920-х годов, от них остались лишь ямы фундаментов.

Во второй быковской усадьбе живет еще одна семья Демидовых: двоюродного дяди автора дневника, председателя Земской управы Васильского уезда Александра Александровича и его супруги Веры Михайловны. Их дом стоит рядом с Земской управой и храмами, поэтому Ася после службы заходит к ним в гости, чтобы попить чаю, пообщаться с тетушкой и старшими кузинами. Это общение тоже оказывает влияние на воспитание девочки: она учится вести светскую беседу, помогать старшему члену семьи в домашних делах, красиво одеться.

В то лето в Бы­ковку приезжало более двадцати разной степени родства Асиных дядюшек, тетушек, братьев и сестер. К сожалению, не удалось полностью выяснить «кто есть кто» среди персонажей дневника. Очевидно, это помогут нам сделать вновь открытые документы.

Особенно много гостей съехалось в Быковку к 12 июля на венчание Софьи Александровны Демидовой и Николая Николаевича Ахматова.

Сегодня говорят о «клиповом сознании» современных подростков. Судя по записям, таковое было характерно и для начала XX века. Процитирую дневник: «С утра пасмурно, но тепло. Чай пили на террасе, и все сидели с платками на головах, т.к. было все-таки сыро, а мы были в папильотках. У меня сделалось расстройство, и я сидела на террасе в кресле не в духе и слабая; но вот нас позвали одеваться, и я оживилась. Мы с Адей были в белых платьях, Адя с белым атласным кушаком, а я с розовым. Причесана я была с рядом 2-мя бантами и с косой. Позавтракали мы наскоро и сейчас же поехали, т.к. надвигалась туча. В церковь приехали до начала службы и сели. Вскоре, даже сейчас приехали все из нового дома и из старого. Все тети Катины. Дядя Вася со своими. Ждали мы долго, но мне не было скучно, я смотрела на все. Но вот входит Пава с образом, видно, что он волнуется, кончик языка высунут, и он прошел в алтарь. Вскоре жених со своей сестрой и затем Соня. Она была в очень хорошеньком платье и во время венчания фата ее загорелась, но тетя Катя подскочила и оторвала. По окончании службы все поздравляли и направились в дом к тете Вере, там так же пили шампанское и сидели на балконе… Потом был обед в управе и тосты без конца. Кате облили платье. После обеда пошли опять на балкон и ели фрукты и конфеты. И я ела, не смотря на расстройство. Вскоре уехала и Соня. Ее родные плакали, и она тоже. Поехали они кататься до Симбирска, и потом в Новоселках устроится пир.» [1, л. 8 об. – 9 об.]

Как видим, автор пишет эскизно, выхватывая из чреды событий с ее точки зрения самые яркие, заслуживающие внимание. И вырисовывается картина этого праздничного, полного волнениями и хлопотами дня.

В дневнике описаны всего 23 летних дня 1907 года. В это время в столице император подписал указы о роспуске Думы и выборах новой, издан новый избирательный закон. Завершается оформление Антанты, Россия подписывает общеполитическое соглашение с Японией.

Игра в крокет.

А в глубокой российской провинции неспешно течет жизнь: городские родственники приезжают в сельское родовое гнездо, обитатели быковских усадеб принимают гостей – Зыбиных, Оболенских, Станиславских, Кутузовых, сами Демидовы выезжают в гости в соседние села, деревни, хутора, на богомолье в расположенный неподалеку Маровский Крестовоздвиженский монастырь, празднуют дни рождения и именины, по вечерам устраиваются концерты и любительские спек­такли, слушают граммофон, прогуливаются в лесу, лугах, играют в крокет и бочче, варят варенье, постятся, посещают храм, читают, занимаются рукоделием…

Дневник – это почти 27 страниц текста, первые из них утрачены. Есть разного рода ошибки. Особенно «хромает» пунктуация: знаки препинания ставятся без учета каких-либо норм и правил, а то и вовсе отсутствуют. Скорее всего это результат домашнего обучения. И тем не менее, при чтении дневника понимаешь, что тринадцатилетняя девочка умеет излагать свои мысли. Юная дворянка, с детства обученная рукоделию, языкам, манерам, умеет дать оценку себе и окружающим без жеманства, соблюдая аккуратность и обязательность во всем.

Воспитание нравственности стояло на первом месте и велось исподволь в частных беседах, через чтение книг и журналов. Ведь это так важно понимать, что такое плохо, а что хорошо, что можно делать, а какую черту ни при каких обстоятельствах переступать непозволительно.

Подростковый возраст – время пробуждения чувств и интереса к противоположному полу. Одно дело кузены: с ними можно похохотать, рассказывая что-то смешное, сделать замечание Паве за «неприличные» слова. Другое дело Сережа Оболенский. Он старше на четыре года и явно симпатизирует Асе. Его слова с просьбой о встрече в следующее воскресенье в церкви, а также о том, чтобы она не беспокоилась, если он задержится, рассмешили Асю. Но она не показывает этого, и в тоже время слова Сергея волнуют ее. Гуляя с мамой в лугах, Ася рассказывает ей о случившемся. Александровна Львовна говорит дочери, что Сережа зол. Однако девочка считает, что «он добрый, но очень самолюбив» [1, л. 11], и мечтает о встрече с ним.

Ася любит читать иллюстрированный журнал «Всходы», приложение «Для младших братьев и сестер» она читала младшей сестре Марусе. Среди книг выделяет повесть Елизаветы Николаевны Кондрашовой «Юность Кати и Вари Солнцевых», которая была настольной книгой в девичьих комнатах многих дворянских домов в начале XX века.

Дневниковая запись.

Юная Александра Демидова, подводя итоги прошедшего дня, иногда пишет: «я самодовольна», «как я самодовольна» [1, лл. 3, 3 об., 4, 4 об., 5, 11 об.]. Обычно «самодовольная» особа считает, что у нее нет недостатков, а присутствуют только одни достоинства и положительные качеств, подчеркивает свою исключительность.

В нашем случае девочка хочет сказать о себе, как о самодостаточной личности, обладающей чувством собственного достоинства. Она довольна собой, довольна всем, что ее окружает. Ася скромна. Для нее важно быть сдержанной по отношению к себе. Она также ведет анализ своих качеств, чтобы люди, которые находятся рядом, не почувствовали себя некомфортно. Ей важно и то, как к ней самой обращаются взрослые. Вот, например, она пишет: «Николай Петрович меня зовет на «ты», что мне не особенно приятно. Ну да пусть, на этот год можно» [1, л. 11]. Ей явно хочется, чтобы в ней видели барышню, а не ребенка.

А.В. Демидова. Фото 1913 г.

У Аси уже хорошо сформировано чувство самообладания. Так во время поездки к Оболенским, пишет она, «лошади понесли». Девочка «зажала от испугу уши» [1, л. 11], но не подняла визг, не начала истерить.  Это чувство пригодится позже, когда мужественно, с достоинством, не падая духом, не позволяя себе малодушия, придется принимать удары судьбы.

«Самодовольство» девочки заключалось и в умении вести себя в обществе. Он хорошо усвоила, что нельзя показывать людям свое невниманием к ним, даже если считаешь их пустыми, легкомысленными, неинтересными. Также Ася умеет сдерживать эмоции, когда, с ее точки зрения, ее недооценивают. Так, через день после свадьбы дочери Александр Александрович и Вера Михайловна, немного освободившись от суеты, пригласили родственников на ужин. Ася пишет: «Сейчас Адя с мамой и папой уехали на тот двор на «дурбар» и я одна. Маруся идет спать. Я наслаждаюсь летом и рада. Вчера читала и сегодня Гоголя и в восторге.» [1, л. 10]. Девочка явно обижена. Однако, она этого не показывает, наоборот, слегка иронизирует, употребляя термин «дурбар», которым в восточных странах называли заседание совета знати при дворе монарха или прием знатных посетителей.

А.В. Демидова (справа) в Быковке в 1960-х гг.

Дневник Александры Валерьевны является важным источником информации о семье нижегородских Демидовых, в которой родственники любят друг друга и поддерживают тесные связи, о традициях, заложенных прадедом автора Василием Львовичем Демидовым, которые сохраняются и в начале XX века. Быковка остается духовно-объединяющим центром Нижегородской ветви рода.

И еще одно предназначение выполняют дневник и фотографии из семейного альбома Демидовых: они помогают сотрудникам музея погрузить посетителей в атмосферу эпохи, соединяя в единое целое нематериальное и материальном наследие семьи сельского провинциального дворянства начала XX века.

 

Литература

  1. Демидова А.В. Дневник : 13 июня – 1 августа 1907 г. // Быковский краеведческий музей – филиал МБУК «Воротынский районный краеведческий музей.

 

ДЮЖАКОВ А.М., научный сотрудник МБУК «Воротынский районный краеведческий музей», официальный представитель Международного Демидовского Фонда в Нижегородской области

 

Фотографии из экспозиции Быковского краеведческого музея – филиала МБУК “Воротынский районный краеведческий музей”

 

Меню