Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

БАРСКИЕ ГОРЫ

Любой коренной житель Воротынца скажет, где находятся Барские горы, но не каждый объяснит происхождение этого названия.

Князь Иван Михайлович Воротынский

Первое упоминание о Воротынце встречаем в писцовой книге Закудемскога стана Нижегородского уезда, составленной в 1621 – 1623 гг.  Дмитрием Васильевичем Лодыгиным, Василием Ивановичем Полтевым и дьяком Дементием Образцовым. В ней говорится, что в вотчинных владениях князя Ивана Михайловича Воротынского в Закудемском стане «село Воротынескъ на ключе и на речке Молвяже поселилось ново на лесу». То есть новое поселение возникло среди леса и до этого здесь ничего не было. Если бы было, то в писцовой книге обязательно указали, например, таким образом: «Село Воротынескъ, что раньше было починком (или деревней, или пустошью)…» Таковы были юридические нормы. К этому времени князья Воротынские смирились, что прежние удельные владения в верховьях Оки, конфискованные еще в 1569 году, государство уже не вернет им, вот и решили назвать вновь возникшее поселение именем бывшего родового города – Воротынеском, или Воротынском.

Село Воротынескъ изначально было достаточно крупным поселением: здесь был построен деревянный трехпрестольный храм, «у церкви ж церковных причетников: поп Василей Юрьев, понамарь Тимошка Оверкеев, проскурница (скорее всего овдовевшая женщина, которая изготавливала просфоры для церковных потребностей – А.Д.) Настасья”. В селе числилось 23 двора крестьянских и три двора бобыльских. К сожалению, точное количество жителей установить невозможно, т.к. женщин и детей не записывали. Как отмечает историк С.М. Ледров, “отсутствие детей – это особенность учёта населения того времени, когда писцов интересовали лишь хозяева дворов”.

Гремячка – Елавшка – Молвяжа

Теперь о географии. Где течет ключ и что это за речка Молвяжа? Ключ берет начало из родника под Барской горой и бежит через весь поселок до своего впадения в речку Гремячку. Это она сегодня называется Гремячкой, а на картах XVIII – XIX веков называлась Елвашкой, а еще раньше – Молвяжей, что в переводе с мордовского означает «быстрая вода», или попросту «речка».

В 1680 году род князей Воротынских прервался, их владения отошли в казну. В 1700 году царь Петр I дарит государственную Барминскую волость, в состав которой входил Воротынец, своему сподвижнику дипломату, военачальнику, первому русскому адмиралу флота, первому кавалеру орденов Андрея Первозванного и Александра Невского графу Фёдору Алексеевичу Головину (1650 – 1706 гг.). После его смерти село наследует его сын Александр Фёдорович (1694 – 1731 гг.), затем внук Николай Александрович (1722 – около 1780 гг.).

При Головиных Воротынец превращается в крупный торгово-ремесленный центр Нижегородской губернии: к концу XVIII в. в селе было 260 дворов, в которых проживало около 1400 жителей. Около 1750 года здесь был основан кожевенный завод, а в 1764 году – фабрика по выработке льняного полотна – коломянки и равендука – на 200 станков. Фабрика располагалась в приусадебных постройках. Среди них были: восемь ткацких светлиц, разматывальная светлица, лощильный сарай, сновальный покой, четыре кладовых амбара и три сушильных светлицы при мытне.

Работники набирались принудительно из четырнадцати графских селений Нижегородского уезда и из Заволжья. Работало в среднем триста человек. Система труда, применяемая графом Николаем Александровичем Головиным, была крайне жесткой: работали до полного изнеможения.

Машинной частью руководили выписанные из-за границы немец и француз, приказчики и надзиратели были из числа местных крестьян, угодливо исполнявших барскую волю.

Еженедельно по воскресным дням в селе проводился большой базар, на который съезжались жители из разных селений со всякими мелочными товарами. На горе на южной окраине села, там, где мы сегодня находимся, формируется господская (барская) усадьба. Отсюда и название – Барские горы.

Однако в конце XVIII – начале XIX века село переживает очень тяжелый период. Первый удар приходится на июль – август 1774 года. Жители Воротынца на сельском сходе решили признать объявившегося государя Петра Федоровича, то есть Емельяна Ивановича Пугачева. В ходе бунта, продолжавшегося больше месяца, были убиты управляющий имением, его жена и сын, приказчик и оба иностранца, господский дом на Барских горах под­вергли разгрому, все имевшие­ся   запасы   полотна, кожевенных товаров, льна, хлеба и других про­дуктов были разграблены, оборудование полотня­ной фабрики и кожевенного завода сожгли.

Приехавший из столицы после подавления восстания граф Николай Александрович обнаружил в Воротынце одни развалины. После его смерти усадьбу на Барских горах фактически возрождала его вдова Анастасия Степановна.  В Экономических примечаниях к Плану генерального межевания, составленному в конце XVIII века перечисляются: дом господский деревянный, два регулярных сада с плодовыми деревьями, оранжереи с лимонными, апельсиновыми, персиковыми и цитроновыми деревьями разных сортов. Восстановленная господская полотняная фабрика была всего на 25 станов. Выработанные на ней холсты и полотна до пяти тысяч аршин в год шли на собственные нужды усадьбы, а часть продавалась по цене до шестидесяти копеек за аршин на местном базаре в специально построенных деревянных лавках или отправлялась на Макарьевскую ярмарку.

В огне большого пожара 1810 году выгорела треть Воротынца, в том числе деревянный храм. Усадьба, судя по всему, уцелела, поскольку в последующих документах говорится, что в селе имелись «богатый господский дом, три фруктовых сада, весьма значительная оранжерея, солодовный завод, столярная, кузница, конная молотильная превосходного механизма и житный двор».

Портрет Н.Н. Головина. Художник А.Х. Ритт

Последним частным владельцем Воротынца был Николай Николаевич Головин (1756 – 1821 гг.). Со своей супругой Варварой Николаевной (урожденной Голицыной) они редко бывали в имении, большую часть времени проводили в Петербурге и губернском Нижнем Новгороде. Яркое описание жизни графа дает в своей книге “Очерки жизни и быта нижегородцев в XVII – XVIII вв.” краевед прошлого века Д.Н. Смирнов. Он в частности пишет, что граф Н.Н. Головин вёл весьма расточительный образ жизни. Он заявлял: «Четырьмя основными правилами руковожусь я в своей жизни: религия – химера, рассудительность – порок, рассеянность – закон, мода – стихия». Вся его жизнь протекала в непрерывных развлечениях и удовольствиях. Страстью графа были стоявшие в усадебных каретниках и конюшнях сорок выездных экипажей – рыдванов, дрожек, линеек, кибиток, возков – и шестьдесят лошадей. Визиты в Нижний Новгород или уездный Василь Головин совершал на необыкновенно высоком двухъярусном английском кабриолете. Подъезжая к знакомому дому, изобретательный щеголь останавливал лошадей и беседовал через окно второго с хозяевами, не покидая в экипаже.

В 1814 г. в Воротынце был построен новый каменный храм. Правда, престолы в честь святых покровителей рода князей Воротынских – князя-мученика Михаила Черниговского и Алексия человека Божия – были упразднены. Придельный престол был освящен в честь небесного покровителя графа и его отца святителя Николая чудотворца.

Воротынский храм, построенный в 1814 г. Фото 1958 г.

Граф хорошо умел тратить деньги, но не умел их добывать: после его смерти остались колоссальные, около пяти миллионов рублей, долги. Родственники покойного графа, чтобы их не платить, отка­зались вступать в наследство. Тогда, в 1822 году на правительственном уровне было принято решение об организации первой общероссийской ло­тереи, с целью получения дохода и удовлетворения кредиторов. Целый год газеты извещали о предстоящем розыгрыше огромного имения, велась продажа билетов.

Один из лотерейных билетов

Наконец розыгрыш состоялся и во втор­ник, 19 июня 1823 года, на один из билетов, разделенный на 5 частей, выпал выигрыш. Счастливыми обладателями Воротынского имения стали жители Одессы. Они плохо представляли, где находится их новое владение, и решили взять выигрыш деньгами. Казна выплатила одесситам 1 миллион рублей, по 200 000 на билет. А Воротынец стал собственностью государства, которое передало его Удельному ведомству. На Барских горах разместилась контора Воротынского удельного приказа, просуществовавшего до 1863 года. Сады в Воротынце, как и по всему Васильсурскому уезду, скорее всего вымерзли в 1861 году.

Барские горы постепенно опустели, сохранились лишь отдельные куртины когда-то пыш­ной сирени, да название, напоминающее о стоявшей здесь богатой господской усадьбе.

В прошлом веке это открытое место освоила воротынская детвора: зимой с гор катались на санках, лыжах. По генеральному плану Воротынца, разработанному в 1975 году, эта часть поселка с прудами общей площадью 10 гектаров была отведена под парк. Ра­боты по благоустройству территории начались с посадки берез. В 1980-х годах появилось здесь новое учреждение культуры – кинотеатр «Мир», преобразованный в 1990-х года в Дворец культуры. Построенные рядом со зданием открытая эстрада и танцплощадка не прижились. Этот живописный уголок давно ждал своего часа.

Надеюсь, что появление фестиваля запустит новый этап благоустройства Барских гор, чтобы объединить эту территорию и примыкающие к ней верхние пруды с центральной площадью поселка.

Фестивальная площадка

 

Сотрудники музея и В.В. Хрычев

 

Музей представляет коллекцию самоваров В.В. Хрычева

 

Александр ДЮЖАКОВ, директор МБУК «Воротынский районный краеведческий музей»

Фото автора и А. Ерышова

Меню