ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОЖИТОЕ
Штрихи к портрету фронтовика
Позади торжества, связанные с 49-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. И уже по всей стране идет подготовка к новой дате – полувековому юбилею Великой Победы. «Воротынская газета», естественно, не будет в стороне от этого события исторической важности. С этого номера мы начинаем публикацию материалов, связанных с подготовкой к 50-летию Победы, Приглашаем и вас, дорогие читатели, принять участие в этом благородном деле, присылать в редакцию свои воспоминания, связанные с Великой Отечественной войной, рассказы об участниках боёв и трудных тыловых буден, размышления о прожитом и пережитом. Ждем ваших писем.
Наш сегодняшний рассказ об уроженце Воротынца фронтовом авиаторе Николае Федоровиче Чуеве. Отцу его, Фёдору Ивановичу, тоже коренному воротынчанину, в силу почтенного возраста – 1879 года рождения – быть на фронте Отечественной не пришлось. Свое он отвоевал еще в империалистическую и гражданскую. А вот все три сына – Николай, Владимир и Виктор вволю хватили военного лиха в 1941 – 1945 г.г. Если в двух словах, то биография старшего из них, теперь уже 73-летнего Н. Ф. Чуева, выглядит так: в 1940 году закончил Воротынскую десятилетку, армия, фронт, после демобилизации в 1946 году работа в колхозе «День урожая», затем — председатель райкома физкультуры, преподаватель биологии и физкультуры Фокинской и Воротынской средних школ, попутно заочно закончил педагогический институт. И вот уже 13 лет на пенсии. Занимается любимым делом, выращивая завидные урожаи в саду – огороде. За всеми этими годами – интересная жизнь нашего земляка Николая Федоровича Чуева. Вот только несколько штрихов к его биографии.
Аудиенция у Сталина
Ласковым, тихим, солнечным выдалось то воскресное утро. Четко печатая шаг, курсантские подразделения шли по аллее, усаженной с обеих сторон пышными каштанами, направляясь к столовой – было время завтрака. Над строем бодро неслась мелодия их любимой песни:
Пропеллер громче песню пой,
Неся вразмах стальные крылья…
В последний раз на смертный бой
Лети, родная эскадрилья…
Ребята все ладные, в отутюженных гимнастерках и галифе, начищенных до немыслимого блеска сапогах. Большинство собралось в увольнение. Хоть Волчанск, где располагалось их авиационное училище, был тихим заштатным украинским городом, но и там у каждого были заветные местечки, где можно было провести время, встретиться с местными девчатами, поговорить о всякой всячине с ребятами, откровенно завидующими мускулистым фигурам и красивой авиационной форме своих приятелей – военлетов.
Неожиданный сигнал тревоги Спешное построение на плацу. Короткое выступление начальника училища полковника Красикова закончилось как-то непривычно, не по-уставному:
—Это, хлопчики, война не на жизнь, а на смерть. И быть ей далеко не скоротечной. С сегодняшнего дня занятия по ускоренной программе и не по восемь, а по 16 часов в сутки.
Да, не улыбнулось тебе, Николай Чуев, счастье приехать в отпуск по окончании первого курса в родной Воротынец.
Гитлеровская же стальная армада катилась на восток, поглощая города, местечки, хутора Украины. Когда она приблизилась к Волчанску, училище расформировали, технику и оборудование угнали на переформировку, курсантов, так и не ставших лейтенантами, откомандировали в звании сержантов по различным авиасоединениям. Надел красные эмалевые треугольники младшего командира на воротник гимнастерки и Николай Чуев.
—Тут мне явно повезло, – вспоминает Николай Федорович. — Попал я в город Орел, где формировался 502-й штурмовой авиационный полк. Да к тому же в эскадрилью известного всем аса воздушных боев, летчика, воевавшего в Испании в конце тридцатых годов, сбившего в небе над Мадридом и Гвадалахарой несколько фашистских самолетов капитана Смирнова. Да и сам штурмовик ИЛ-2, который мне предстояло, как объяснил нам, техникам, командир полка полковник Зотов, освоить «до последнего винтика» за неделю и не более.
А ведь в Волчанском авиаучилище мы занимались в основном истребителем И-16. Подготовить-то нас подготовили — и пилотов, и техников. Но обещанных боевых машин в той неразберихе
первых месяцев войны пока не поступало. Пришла телеграмма, предписывавшая ехать получать их в Воронеж. Приехали. Никаких штурмовиков ИЛ – 2 там не оказалось. Нам сказали, что задержались они на Московском авиазаводе. С трудом в теплушке добрались до Москвы. Там развели руками: «Дорогие товарищи, завод уже эвакуирован в Чапаевск Куйбышевской области, там и собирают теперь ваши ИЛы». Выправили документы и опять втиснулись в вагон поезда «Москва — Куйбышев». Снова — осечка: завод еще только был в стадии строительства, монтажа…
«Без машин нам в часть возвращаться нельзя», – резонно решили авиаторы числящегося пока на бумаге 502 штурмового полка и снова стали пробираться в Москву. А это в те осенние дни 1941-го было очень и очень нелегко. Побывали почти во всех инстанциях ВВС. Где-то обещали, где-то отмахивались. Дело же практически не двигалось.
Донельзя раздосадованный капитан Смирнов сказал как-то:
— Вот что, братцы, попытаюсь я пробиться в ГКО. Уж там в Государственном Комитете Обороны наверняка помогут.
Одел парадный китель с боевыми орденами за Испанию и прямиком в Кремль. И представьте себе: случилось чудо. Его принял Поскребышев, секретарь Сталина, потом провел к.нему самому. Аудиенция у Иосифа Виссарионовича длилась не более пяти минут.
Зато уже в этот день Н. Ф. Чуев с товарищами были на почти эвакуированном авиазаводе и вместе с рабочими начали сборку ИЛов. Недостающие детали тут же, как по мановению волшебной палочки, доставляли с других действующих заводов. За неделю более 30 грозных штурмовиков – самолетов нового поколения —были собраны и опробованы. Уже 4 ноября 1941 года их полк, вошедший в подчинение ставки ВГК— Верховного главнокомандования, перебазировавшийся под Ленинград, громил фашистов в воздухе и на земле.
Между прочим, капитан Смирнов войну закончил в звании генерал-майора авиации.
Памятные встречи
Правду говорят: гора с горой не сходится, а вот человек с человеком. Особенно на войне. Н. Ф. Чуев был техником экипажа на штурмовике ИЛ-2 в 502 полку, пилотом же машины, “что очень приятно, был земляк, горьковчанин лейтенант Кузнецов. Их самолет настолько был потрепан в боях в небе над Ленинградом, что подлежал ремонту лишь в заводских условиях. На станции Бологое погрузили машину на платформу и в Москву. Сопровождающим поехал техник Чуев. Как положено, передал машину в капитальный ремонт военпреду. Отправился в штаб ВВС оформить документы, получить аттестат на довольствие, отворяет парадную дверь:
– Товарищ, ваш пропуск!
Знакомый окающий говорок. Ба, да это же Сашка Ратов, земляк из Чугунов. Конечно, говорили не наговорились. Да время не терпит.
Сел Н. Чуев в трамвай до Ленинградского вокзала. И вдруг слышит:
– Чуев, ты что ли?
Оглянулся. Надо же. Опять свой. Воротынский, Костя Зубов, уже в новой форме, при непривычных в первое время погонах. Снова бесконечные, до отхода поезда в сторону Ленинграда, рассказы, воспоминания…
Был еще аэродром Крестцы, там же, под Ленинградом, где вместе с их полком базировались истребители ЛА-9. Знали все, что один из них пилотирует Тимур Фрунзе, сын знаменитого полководца гражданской войны. И вот горькая весть — погиб этот молодой летчик в воздушном бою. Проститься с Тимуром Фрунзе прибыли воспитывавший его с детских лет нарком Климент Ефремович Ворошилов и Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин.
Как водится в таких торжественных случаях, свободные от боевого дежурства экипажи всех самолетов стояли по стойке «смирно» у своих машин, пока высокие гости обходили стоянки. Случилось так, что К. Е. Ворошилов, похлопав по крылу их штурмовика, обратился к Н. Чуеву, пожимая руку:
— Что, сержант, хороша машина?
—Так точно, товарищ Маршал Советского Союза!
— Согласись, не самолет, а таранящий танк, только небесный, точнее, воздушный танк.
—Так точно.
Вот такие встречи.
Потому, что мы пилоты
Кто не знает этих слов популярной песенки из известного фильма «Небесный тихоход?» Но там герой его, которого сыграл великолепный Николай Крючков, занимался делами куда более скромными, чем делали в Великую Отечественную экипажи этих сверхскромных по сравнению с теми же грозными, оснащенными броней штурмовиками.
Н. Ф. Чуеву тоже пришлось обслуживать эти ПО-2, их еще называли «кукурузниками», а в довоенное время это были У-2 —учебные машины. На фронте же их «штатная должность» была — ночной бомбардировщик. Лишь только сумерки окутывали небо, взлетал такой самолетик, оснащенный скорострельным пулеметом и 100-килограммовой бомбой, и незаметно, на небольшой высоте, подбирался к намеченной цели — вражескому штабу, бензохранилищу, железнодорожному мосту и точно, прицельно уничтожал его. Кроме того, самолет этот сбрасывал все необходимое своим войскам, партизанам, оказавшимся в недоступных для наземного транспорта местах, возил почту, держал связь с партизанскими тылами.
Эти же функции выполняли и авиаторы 597 ночного легкобомбардировочного полка, в котором воевал и техник звена старший сержант Николай Чуев.
Однажды командир его звена возвращался на рассвете с очередного задания. Уже на нашей стороне заметил увязший в болотистом грунте танк с ярко обозначенной красной звездой. Рядом машущие руками фигурки членов его экипажа.
«Что-то случилось у ребят»,— подумал летчик.
Покружился немного, наметил полянку и виртуозно посадил на нее свою легкомоторную машину.
—Спасибо, брат, – обрадовался командир танка. – Но очень просим: доставь нам бочку с горючим. Остались мы с пустыми баками. А мы тебе за это презентуем пару парабеллумов. Во вчерашнем бою добыли эти немецкие пистолеты как трофеи. Сейчас сбегаю к машине и принесу.
— Ладно, – засмеялся летчик, – привезу горючее, тогда и рассчитаемся.
Прилетев на аэродром, командир звена сразу же обратился к командиру эскадрильи с просьбой о помощи танкистам.
– Хорошо, лети с бочкой горючего, – разрешил комэск Куропятников, — но самому советую не садиться. Груз сбрось на парашюте.
«А как же обещанные парабеллумы?» — подумал пилот.
Страстное желание иметь популярный в то время трофей – очень неплохой немецкого образца пистолет парабеллум пересилило совет бывалого комэска. Сел нормально на той же полянке. А при взлете машину на вязком грунте завалило набок. Хорошо еще, что не взорвалась, как-никак, а в баках был чистейший авиационный бензин.
До аэродрома помогли добраться те же танкисты.
— Ну вот что, — строго сказал командир эскадрильи, не садиться я тебе не приказывал. Совет же — это не приказ. Бери своего техника Чуева, составляйте дефектную ведомость и на ремонтной летучке срочно восстановите машину. Это уже приказ!
…Через пару дней командир звена снова летел на теперь уже восстановленном своем П0-2 на ночное задание по уничтожению намеченного объекта.
Строки благодарности
В личном архиве фронтовика Н. Ф. Чуева наряду с множеством боевых и трудовых правительственных наград хранится несколько красочных благодарственных грамот, подписанных военачальниками Великой Отечественной войны. Приведу выдержки из двух документов.
«Первый Украинский фронт. Благодарственная грамота. Гвардии старшему сержанту Чуеву Николаю Фёдоровичу.
Дорогой товарищ!… В суровые годы войны Вы честно выполнили свой патриотический долг -достойно несли службу в доблестных войсках Первого Украинского фронта, заслуживших своими ратными подвигами всеобщую любовь нашего народа. …Выражаю уверенность, что безграничная любовь к Советской Отчизне, вдохновлявшая Вас в дни Великой Отечественной войны, будет неиссякаемым источником Ваших трудовых подвигов в дни мирного труда.
Командующий войсками Первого Украинского фронта Маршал Советского Союза И. Конев.
Член Военного Совета фронта генерал-лейтенант К. Крайнюков.
Начальник штаба фронта генерал армии Ив Петров. Июль 1945 года».
«Дорогой товарищ гв. ст. сержант Чуев Николай Федорович! Вы служили в прославленной Воздушной Армии. Ее крылатые воины громили врага на земле и в воз духе… За свои боевые успехи наша Армия, в том числе и Вы, получила тридцать шесть благодарностей от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. Слава Вам, доблестный воин, патриот на шей любимой Родины!… С любовью ждут Вас на Родине. Ваша семья, Ваши друзья, весь советский народ приветствует Вас, возвращающегося домой с победой… Объявляю Вам благодарность за безупречную службу, желаю здоровья на многие годы и успехов в Вашей трудовой жизни.
Командующий воздушной армией генерал-полковник авиации Красовский.
Заместитель командующего армией по политической части генерал-лейтенант авиации Ромазанов. …Вена 1946 г.»
* * *
Повезло Н. Ф. Чуеву попасть на учебу в Военно-воздушную академию им. Жуковского. Увы, по не зависящим от него обстоятельствам, учебу там не довелось завершить.
Есть в его архиве две интересные фотографии. На одной на фоне самолета большая группа авиаторов. На другой— летящие самолеты, четко составившие фразу «Слава Сталину».
– Это воздушный парад в Тушине в 1952 году, — поясняет Николай Федорович. — Нас, в том числе из Воротынца меня и ныне покойного бывшего заведующего Госстрахом Виктора Тюрина, – вот он на снимке в форме старшины, – призвали из запаса. Мы готовили к параду новейшие тогда спортивные машины ЯК-18. Так уж получилось, что самолет, который обслуживал я, пилотировал младший лейтенант Лебедев. Теперь он – известный всему миру летчик-космонавт. Вот он на фотографии того 52-ого года присел на корточки. Кстати, после того воздушного парада я, неожиданно для себя, стал лейтенантом авиации запаса. Если любопытствуете, то в словах «Слава Сталину», написанных в небе четким строем самолетов – 95 машин ЯК-18. Это требовало огромной тренировки — и летчиков, и техников.
Добавим, что не без влияния ветерана военной авиации Н. Ф. Чуева стали военными летчиками выпускники Воротынской школы Малышев, братья Точеновы, Коротков из Фокина и другие ребята.
В. ГУДЕНКО, “Воротынская газета”, 18 мая 1994 года