Версия для слабовидящих

Belarusian BE Chinese (Simplified) ZH-CN English EN French FR Russian RU

ЗАГАДКА ФОТОГРАФИИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА ДЕМИДОВЫХ

Надгробие Е.Н. Каргер. Фото из семейного альбома Демидовых. Из собрания Быковского краеведческого музея.

 

В семейном альбоме Демидовых, который хранится в Быковском краеведческом музее есть фотография начала ХХ века. На ней запечатлено каменное надгробие, на котором хорошо читается надпись: «Елизавета Николаевна Каргер. Скончалась 16 июня 1902 года». Этот снимок неоднократно публиковался, причем указывалось, что это надгробие стояло на Демидовском некрополе в с. Быковка.

Лиза Каргер. Фотография, помещенная в книге М.Смирновой “Крест”.

Однако в последнее время, когда начались исследования захоронений этого родового кладбища, возникли некоторые сомнения. Дело в том, что, согласно документам, могилы Елизаветы Николаевны Каргер в Быковке не было. Здесь были похоронены только ее мать Мария Александровна, сестра Екатерина Николаевна и племянник Владимир Николаевич.

Кроме того, долгое время считалось, что памятник Елизаветы Каргер в 1960 году использовали для сооружения обелиска жертвам «кулацкого» восстания. В частности, это видим на подписи под фотографией девушки, помещенной в книге М. Смирновой «Крест».

И вот накануне Рождества Христова автор через соцсети мы познакомились с учителем из средней школы села Воздвиженка (Республика Башкортостан) Г.Н. Герасимовой, которая сообщила, что на сельском кладбище стоит каменное надгробие со знакомой нам надписью: «Елизавета Николаевна Каргер. Скончалась 16 июня 1902 года». Галина Николаевна прислала и фотографию, сделанную года 2 назад. Сомнений не было: это тот самый памятник с фотографии из демидовского альбома.

Надгробие Е.Н. Каргер. Фото Г. Герасимовой

 

Как же получилось, что Елизавета Николаевна Каргер была похоронена в далеком башкирском селе?

Для начала – немного истории.

Мария Александровна Демидова (1845 – 1871), дочь первого председателя Земской управы Васильского уезда Александра Васильевича (1811 – 1872) и Анастасии Николаевны Демидовых (1821 – 1876), 20 мая 1863 года вышла замуж за земского исправника Васильского уезда Николая Густавовича Каргера. Вскоре супруг был назначен на должность нижегородского полицмейстера, и семья переехала в губернский город.

У супругов Каргеров родились дети: Екатерина, Анастасия, Александр, Елизавета, Михаил, Николай. 1 июля 1871 года Мария Александровна скончалась от туберкулеза. Воспитанием внуков занялась бабушка Анастасия Николаевна, но и ее не стало в ноябре 1876 года.

Все дети получили достойное образование: сыновья окончили Нижегородский дворянский Александровский институт, а дочери – Нижегородский Мариинский институт благородных девиц. Как пишет исследователь рода Наталья Алексеевна Пакшина, по окончании учебы Александр был награжден серебряной медалью, а Анастасия и Елизавета – книгами.

Замуж дочери не вышли, а сыновья женились лишь после смерти строгого и требовательного отца, последовавшей в 1896 году.

Поскольку Каргеры – это женская линия рода нижегородских (быковских) Демидовых, то их судьба проходит немного в стороне от тех его представителей, которые более тесно связаны с Быковкой. Тем не менее Каргеры были дружны особенно с семьей Платона Александровича, брата Марии Александровны, и часто гостили на хуторе Гремячий (ныне пос. Красная Горка). Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях Ольга Платоновна Вейсс (крожд. Демидова), а также фотография, выполненная на веранде дома, о которой мы с Н.А. Пакшиной писали в статье «Кто есть кто на старой фотографии?», размещенной на сайте «Воротынское краеведение».

Судя по всему, Елизавета Николаевна (по-семейному – Лиля) была больна чахоткой (туберкулезом). От этой болезни скончались и ее мать, два дяди – Николай и Михаил, тетя – Екатерина Бубнова.

Андреевская кумысолечебница в Аксенове. Фото с сайта https://a-chehov.ru/

В конце XIX века одним из модных средств лечения чахоточных становится кумыс. И Лиля отправилась в Андреевскую санаторию, расположенную в нынешнем селе Аксёново Республики Башкортостан. Кстати, годом раньше, в 1901 году здесь проходил лечение Антон Павлович Чехов.

Е.Н. Каргер. Фото из архива семьи Соколовых.

Среди старожилов Воздвиженки бытовало предание, что Лиля приезжала к помещику Ивану Ивановичу Янченко, у которого были орловские рысаки. Она любила конные прогулки верхом. Кстати, езда на лошадях верхом тоже считалась один из способов лечения туберкулёза. Полезным считалось и употребление в пищу жирной баранины.

Однажды лошадь понесла с бешеной скоростью, и Лиля выпала из седла. Так ли это было или все же в могилу девушку свела болезнь, течение которой, впрочем, могло усугубить предполагаемое падение с лошади, не известно.  Однако, не смотря на все старания доктора Сергея Варавки, Елизавету Николаевну не удалось излечить. 16 июня 1902 года она скончалась.

Таинства исповеди и Причастия совершил над умирающей приезжавший в Андреевскую санаторию священник Антоний Черняев. Обряд отпевания в сельском храме в честь Воздвижения Креста Господня с. Воздвиженка совершил священник Никандр Кибардин.

Елизавету Николаевну похоронили на местном кладбище. Позже над могилой соорудили каменное надгробие, а фотографии места упокоения отправили родственникам, в том числе и в Быковку. Так она и оказалась в семейном альбоме Демидовых.

Главное, что могила Елизаветы Николаевны не затерялась, не была уничтожена. А нам довелось раскрыть еще одну демидовскую загадку.

 

Александр ДЮЖАКОВ, официальный представитель Международного Демидовского Фонда в Нижегородской области

Любовь КОЛЕСОВА, заведующий Быковским краеведческим музеем – филиалом МБУК “Воротынский краеведческий музей”

Меню